Статья: Фармация: о тарифах страховых взносов
Актуально на 10.11.2026.
Как цитировать: Статья: Фармация: о тарифах страховых взносов. https://bukva.ai/docs/statya-farmatsiya-o-tarifah-strahovyh-vznosov
(Карпова Е.В.)
(«Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», 2019, № 8)
«Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», 2019, № 8
Какие тарифы страховых взносов предусмотрены для организаций и индивидуальных предпринимателей фармацевтической отрасли? Вправе ли указанные плательщики претендовать на пониженные тарифы страховых взносов? Есть ли льготы по страховым взносам на травматизм? Ответы на поставленные вопросы — в статье.
О плательщиках и тарифах
На основании п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются лица:
- производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе индивидуальные предприниматели;
- индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам (не работодатели).
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким (указанным выше) категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию (п. 2 ст. 419 НК РФ).
Информация для работодателей — организаций и ИП
В соответствии с положениями п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодателей), признаются выплаты и иные вознаграждения, произведенные физическим лицам в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Работодатели, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивают страховые взносы с сумм этих выплат, применяя установленные ст. 425 НК РФ тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование (ОМС), если иное не предусмотрено гл. 34 НК РФ. В частности:
- на ОПС — в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов (1 150 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2019 <1>) — 22%;
- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по ОПС — 10%;
- на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования (865 000 руб. <2>) — 2,9%;
- на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ <3>), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования — 1,8%;
- на ОМС — 5,1%.
<1> См. Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2019».
<2> См. сноску 1.
<3> «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Информация для ИП, не имеющих работников
Что касается уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем за себя, такая обязанность установлена пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ. Названная категория плательщиков уплачивает:
если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354 руб. — за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. — за расчетный период 2020 года;
если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб. — в фиксированном (указанном выше) размере плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период;
- страховые взносы на ОМС в фиксированном размере 5 840 руб. за расчетный период 2018 года, 6 884 руб. — за расчетный период 2019 года и 8 426 руб. — за расчетный период 2020 года.
При этом размер страховых взносов на ОПС за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на ОПС. Например, максимальная сумма страховых взносов в 2019 году составляет 234 832 руб. (8 x 29 354 руб.).
Уплата коммерсантом страховых взносов за себя в фиксированном размере осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.
Информация для ИП — наемных работников
В случае если физическое лицо, являясь индивидуальным предпринимателем, состоит в качестве работника в трудовых отношениях с организацией, возникают два разных плательщика страховых взносов: организация, которая уплачивает страховые взносы с сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых ею в пользу работника в рамках трудовых отношений (п. 4 ст. 420 НК РФ), и индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность, который обязан уплачивать страховые взносы на ОПС и ОМС (п. 3 ст. 420 НК РФ).
При этом организация уплачивает страховые взносы с выплат в рамках трудовых отношений в пользу своих работников — застрахованных лиц независимо от того, являются ли они коммерсантами (исключение составляют только вознаграждения, произведенные предпринимателям по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в рамках их предпринимательской деятельности).
В Письме от 22.05.2019 № 03-15-05/36944 Минфин России подчеркнул: двойного обложения страховыми взносами не происходит, так как в данной ситуации возникают разные категории плательщиков страховых взносов с разными объектами обложения страховыми взносами.
Пониженные тарифы
Для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, являющихся работодателями, установлены пониженные тарифы страховых взносов — ст. 427 НК РФ. Среди них были организации, индивидуальные предприниматели фармацевтической отрасли.
О применении пониженных тарифов «вмененщиками»
Так, пониженные тарифы страховых взносов (в совокупном размере 20%) действовали в 2017 — 2018 годах в отношении плательщиков ЕНВД (обладателей лицензии на фармацевтическую деятельность) — аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и вознаграждения своим работникам (физическим лицам), имеющим право на занятие фармацевтической деятельностью или допущенным к ее осуществлению в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ <4> (пп. 6 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).
<4> «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Обозначенная льгота по страховым взносам применялась независимо от размера дохода от фармацевтической деятельности, но только в отношении выплат работникам, которые вправе заниматься фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению (Письмо Минфина России от 12.09.2018 № 03-15-06/65361).
К сведению. Из Постановления АС УО от 31.01.2019 № Ф09-9200/18 по делу № А50-14838/2018 можно сделать вывод, что льгота по страховым взносам могла применяться не к отдельным работникам, а к организации в целом, в том числе к работникам, не имеющим сертификатов на осуществление фармацевтической деятельности. (Заметим, спор пришелся на период, когда действовал Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ <5>, но его норма п. 10 ч. 1 ст. 58, по сути, дублирует соответствующую норму НК РФ, поэтому данный вывод можно считать актуальным и сегодня.)
<5> «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
О применении пониженных тарифов «упрощенцами»
По другому основанию, зафиксированному в ст. 427 НК РФ, пониженные тарифы (в течение 2017 — 2018 годов) могли применять организации и индивидуальные предприниматели — «упрощенцы», основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов в соответствии с ОКВЭД <6>) которых является производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (пп. 5 п. 1).
<6> ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
Обратите внимание! Вид экономической деятельности признается основным при условии, что доля доходов в связи с его осуществлением составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Объект налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы») при этом значения не имеет (Письма Минфина России от 14.01.2019 № 03-15-05/578, ФНС России от 19.02.2019 № БС-19-11/47@).
Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ (п. 6 ст. 427 НК РФ). Расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, не учитываются (Письма Минфина России от 19.04.2019 № 03-15-05/28298, от 02.04.2019 № 03-15-05/22774, от 25.03.2019 № 03-15-05/19880, от 04.03.2019 № 03-15-05/13760).
Утрата права на применение пониженных тарифов по страховым взносам (на ОПС — 20%, на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на ОМС — 0%) приводила к обязанности восстановления и уплате страховых взносов в установленном порядке. Сказанное следует из п. 6 ст. 427 НК РФ, в соответствии с которым в случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация или коммерсант превысили за налоговый период ограничение по доходам, указанное в абз. 2 пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ (79 млн руб.), такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять установленные пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие.
А вот пени в подобных случаях экс-«упрощенцем» не начислялись (Письма Минфина России от 07.03.2019 № 03-15-05/15114, ФНС России от 07.05.2019 № БС-4-11/8569).
Право на применение пониженных тарифов страховых взносов прекращалось и в случае утраты права на применение УСНО — с начала того же квартала, в котором были допущены несоответствия требованиям для применения «упрощенки» (см. п. 3 Письма Минфина России от 03.04.2019 № 03-15-07/23207, направленного для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 30.05.2019 № БС-4-11/10445@).
Коммерсанты — за себя
Повторимся, перечисленные выше случаи, по которым работодатели — организации и индивидуальные предприниматели фармацевтической отрасли имели право на применение льготных тарифов по страховым взносам, не действуют с 01.01.2019. С этого момента «вмененщики» — аптечные организации и коммерсанты, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, а также «упрощенцы» (организации и ИП), производящие лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, с 01.01.2019 исчисляют страховые взносы на выплаты сотрудникам исходя из тарифов, предусмотренных п. 2 ст. 425 НК РФ (Письма ФНС России от 21.12.2018 № БС-4-11/25063, Минфина России от 14.02.2019 № 03-15-05/9149).
Что касается применения пониженных тарифов страховых взносов коммерсантами за себя, как уже было сказано, эти платежи производятся независимо от возраста предпринимателя, вида осуществляемой им деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде. Соответственно, при определении размера страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем за себя, пониженные тарифы страховых взносов, установленные ст. 427 НК РФ, не применяются (Письмо Минфина России № 03-15-05/9149).
Льготы по страховым взносам на травматизм
Особенностей и льгот по уплате взносов на травматизм для «спецрежимников» («упрощенцев» и «вмененщиков») Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ <7> не предусмотрено.
<7> «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Вместе с тем территориальное отделение ФСС может предоставить скидку (впрочем, как и надбавку) со страхового тарифа (ст. 22 Закона) <8>.
<8> В ближайших номерах журнала мы рассмотрим данную тему подробнее.
Мы проанализировали вопросы, связанные с начислением страховых взносов организациями и предпринимателями фармацевтической отрасли. Названная категория плательщиков, выступая в роли работодателей, пользуется установленными в ст. 425 НК РФ тарифами страховых взносов.
Индивидуальные предприниматели, не осуществляющие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы по тарифам, установленным ст. 430 НК РФ.
Что касается льготных тарифов: право на их применение было предоставлено в 2017 — 2018 годах работодателям — аптечным организациям и коммерсантам, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, находящимся на спецрежиме в виде уплаты ЕНВД (пп. 6 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ), а также организациям и ИП с основным видом деятельности, связанным с производством лекарственных средств и материалов для медицинских целей, применяющим УСНО (пп. 5 п. 1, п. 6 ст. 427 НК РФ). С 01.01.2019 такое право утрачено.
Заметим, кстати, если при совмещении названных спецрежимов к основному виду экономической деятельности плательщика страховых взносов относился вид деятельности, который поименован в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, но по которому он применял «вмененку», у такого плательщика отсутствовало право на применение пониженных тарифов (Письмо ФНС России от 22.02.2018 № ГД-4-11/3589@) <9>.
<9> Дополнительно можно ознакомиться со статьей Н.В. Фирфаровой в № 11, 2018.
07.08.2019