Вопрос: ...Можно ли аптеке, совмещающей уплату ЕНВД и «упрощенного» налога, применять пониженные тарифы страховых взносов? Какими нормами Налогового кодекса при этом следует руководствоваться?
Актуально на 10.11.2026.
Как цитировать: Вопрос: ...Можно ли аптеке, совмещающей уплату ЕНВД и "упрощенного" налога, применять пониженные тарифы страховых взносов? Какими нормами Налогового кодекса при этом следует руководствоваться?. https://bukva.ai/docs/vopros-mozhno-li-apteke-sovmeschayuschey-uplatu
(«Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», 2018, № 11)
Вопрос: Основным видом экономической деятельности аптечной организации является розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), в отношении которой применяется система налогообложения в виде ЕНВД. Доход от указанного вида деятельности составляет 99,9% в общем объеме доходов организации. При этом организация также применяет УСНО. Можно ли аптеке, совмещающей уплату ЕНВД и «упрощенного» налога, применять пониженные тарифы страховых взносов? Какими нормами Налогового кодекса при этом следует руководствоваться?
Ответ: Пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД <1>) которых является вид деятельности, указанный в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, при одновременном соблюдении условий:
- о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн руб.);
- о доле доходов в связи с осуществлением данного вида деятельности в общем объеме доходов (не менее 70%) (п. 6 ст. 427 НК РФ).
<1> ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации аптечная организация при осуществлении основного вида экономической деятельности — розничной торговли лекарственными средствами — находится не на УСНО, а на спецрежиме в виде ЕНВД, она не вправе применять правила для уплаты страховых взносов по пониженным тарифам, установленные п. 6 ст. 427 НК РФ для плательщиков страховых взносов на УСНО, поименованных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.
Вместе с тем аптечная организация на «вмененке» вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, по основаниям, оговоренным в пп. 6 п. 1 ст. 427 НК РФ, независимо от размера дохода от фармацевтической деятельности. Пониженные тарифы при этом применяются только в отношении выплат работникам, которые в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению. К такому выводу приходят и контролирующие органы (Письмо Минфина России от 12.09.2018 № 03-15-06/65361).
Напомним, в силу п. 2 ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ право на осуществление фармацевтической деятельности в РФ имеют:
- лица, получившие фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в установленном порядке, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;
- лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
К иным работникам могут относиться:
- административно-управленческий персонал (к примеру, сотрудники кадровой службы, а также финансовых, экономических, маркетинговых подразделений);
- вспомогательный персонал (уборщицы, грузчики, дворники, охранники).
В отношении выплат указанным работникам применяются общие тарифы страховых взносов, установленные ст. 426 НК РФ:
- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов — 22%;
- свыше установленной предельной величины — 10%;
- на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%;
- на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы — 1,8%;
09.11.2018