---
title: "Статья: Страховые взносы - 2020: что учитывать страхователю?"
status: действует
canonical: "https://bukva.ai/docs/statya-strahovye-vznosy-2020-chto-uchityvat"
---

## Статья: Страховые взносы - 2020: что учитывать страхователю?

# Статья: Страховые взносы - 2020: что учитывать страхователю?

(Мухин С.)

("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 1)


<a id="p100001"></a>"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 1

<div align="right">

<a id="p100002"></a>*СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ - 2020: ЧТО УЧИТЫВАТЬ СТРАХОВАТЕЛЮ?*

</div>


<a id="p100003"></a>В статье сделан акцент на основных новшествах в порядке исчисления страховых взносов в 2020 году и представления отчетности. Кроме того, приведен обзор писем Минфина в части выплат, облагаемых и не облагаемых страховыми взносами.

<a id="p100004"></a>Учреждения здравоохранения, как и другие организации, являются плательщиками страховых взносов. В силу ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ):
- <a id="p100005"></a>в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
- <a id="p100006"></a>по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
- <a id="p100007"></a>по договорам о передаче прав практически на все результаты интеллектуальной деятельности.


## <a id="p100008"></a>Предельная величина базы


<a id="p100009"></a>Согласно п. 6 ст. 421 НК РФ размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов ежегодно устанавливается Правительством РФ.
<a id="p100010"></a>С 1 января 2020 года действует Постановление Правительства РФ от 06.11.2019 N 1407, на основании которого на 2020 год этот размер равен:

<div align="center">

<a id="p100011"></a>**- для взносов, уплачиваемых в ФСС, - 912 000 руб.;**

</div>

- <a id="p100012"></a>для взносов, уплачиваемых в ПФР, - 1292 000 руб.
<a id="p100013"></a>Страховые взносы в ФФОМС начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений в пользу физических лиц без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов.
<a id="p100014"></a>Напомним, что в соответствии со ст. 425 НК РФ в 2020 году для плательщиков-организаций (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы) действуют следующие тарифы страховых взносов.
1. <a id="p100015"></a>На обязательное пенсионное страхование:
- <a id="p100016"></a>в пределах установленной предельной величины базы - 22%;
- <a id="p100017"></a>свыше установленной предельной величины базы - 10%.
2. <a id="p100018"></a>На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах предусмотренной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9%.
3. <a id="p100019"></a>На обязательное медицинское страхование - 5,1%.


## <a id="p100020"></a>Облагаемые и необлагаемые выплаты


<a id="p100021"></a>Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в ст. 422 НК РФ. Он не изменился, однако следует обратиться к разъяснениям ФНС и Минфина, в которых рассмотрен порядок исчисления страховых взносов с тех или иных выплат. Приведем некоторые.


<table>
<colgroup><col width="50%"><col width="50%"></colgroup>
<tr><td><a id="p100022"></a>Положения нормативного акта</td><td><a id="p100023"></a>Разъяснения Минфина</td></tr>
<tr><td colspan="2"><a id="p100024"></a>Материальная помощь в связи с пожаром</td></tr>
<tr><td><a id="p100025"></a>Согласно абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, в частности, оказываемой плательщикам и физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью</td><td><a id="p100026"></a>Ограничений в отношении размеров сумм такой помощи, освобождаемых от обложения страховыми взносами, ст. 422 НК РФ не содержит. Таким образом, любая сумма единовременной материальной помощи, выплачиваемая работодателем своему работнику в виде возмещения причиненного ему материального ущерба в связи с пожаром на основании соответствующих документов, подтверждающих данный ущерб, не облагается страховыми взносами (Письмо от 15.11.2019 N 03-04-05/88251)</td></tr>
<tr><td colspan="2"><a id="p100027"></a>Материальная помощь в связи с рождением ребенка</td></tr>
<tr><td><a id="p100028"></a>Исходя из положений пп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, в частности, оказываемой организацией своим работникам, являющимся родителями, при рождении ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка</td><td><a id="p100029"></a>Нормами данной статьи не предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами сумм материальной помощи, выплаченной работнику-родителю по истечении полутора лет с рождения ребенка. Таким образом, оказываемая организацией единовременная материальная помощь своему работнику-родителю по истечении полутора лет после рождения ребенка облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке в соответствии со ст. 425 НК РФ (Письмо от 29.10.2019 N 03-04-05/83013)</td></tr>
<tr><td colspan="2"><a id="p100030"></a>Компенсация стоимости медицинских осмотров</td></tr>
<tr><td><a id="p100031"></a>В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники медицинских учреждений проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения и распространения заболеваний. При этом предусмотренные данной статьей медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя</td><td><a id="p100032"></a>Оплата предварительных медицинских осмотров (обследований) работников за счет их собственных средств с последующим возмещением этих расходов работодателем ст. 213 ТК РФ не предусмотрена. Значит, если работодатель выплачивает такую компенсацию, он должен начислить страховые взносы (Письмо от 11.10.2019 N 03-04-05/78205)</td></tr>
<tr><td colspan="2"><a id="p100033"></a>Компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска</td></tr>
<tr><td><a id="p100034"></a>В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежит обложению страховыми взносами:<br>- стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг;<br>- стоимость проезда неработающих членов его семьи и стоимость провоза ими багажа. Данная льгота применяется в отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ</td><td><a id="p100035"></a>Выплаты в виде компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работникам организации, зарегистрированной на территории Ханты-Мансийского автономного округа, на основании положений данной статьи не облагаются страховыми взносами (Письмо от 18.09.2019 N 03-04-05/71829)</td></tr>
<tr><td colspan="2"><a id="p100036"></a>Компенсация за разъездной характер работы</td></tr>
<tr><td><a id="p100037"></a>Разъездной характер работы устанавливается в соответствии с ТК РФ. Согласно ст. 168.1 работодатель выплачивает суточные, возмещает расходы на проезд, наем жилого помещения, а также иные расходы, произведенные работниками с разрешения работодателя</td><td><a id="p100038"></a>Если в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре с работником установлено, что его работа по занимаемой должности носит разъездной характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов работника, связанных с его служебными поездками, не облагаются страховыми взносами в случае их документального подтверждения (Письмо от 22.08.2019 N 03-15-06/64487)</td></tr>
<tr><td colspan="2"><a id="p100039"></a>Компенсация при увольнении</td></tr>
<tr><td><a id="p100040"></a>Статьей 178 ТК РФ установлено, что при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности работников или штата организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения на основании решения службы занятости населения</td><td><a id="p100041"></a>Все виды компенсаций при увольнении, в том числе по соглашению сторон, не облагаются страховыми взносами в размере, не превышающем трехкратного (для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - шестикратного) размера среднемесячного заработка (Письмо от 15.07.2019 N 03-04-06/52248)</td></tr>
</table>



## <a id="p100042"></a>Представление расчета в ФНС


<a id="p100043"></a>При представлении отчетности по страховым взносам необходимо учесть следующие новшества.

<div align="center">

<a id="p100044"></a>**1. Расчеты по страховым взносам за I квартал 2020 года представляются не позднее 30 апреля 2020 года по новой форме, утвержденной Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@.**

</div>

<a id="p100045"></a>Как отмечено в Информации ФНС России "Утверждена новая форма расчета по страховым взносам", в новой форме расчета по страховым взносам учтены в том числе последние законодательные изменения в порядке исчисления страховых взносов. Общее количество показателей в расчете по страховым взносам сокращено на 30%. Соответственно, существенно снизится административная нагрузка, связанная с подготовкой отчетности.
<a id="p100046"></a>В частности, во всех разделах формы не надо указывать общую сумму показателей за последние три месяца расчетного или отчетного периода. В графах приводятся сведения о сумме выплат и вознаграждений, исчисленных физическим лицам с начала расчетного периода всего и помесячно за последние три месяца отчетного или расчетного периода.
2. <a id="p100047"></a>Отчетность в налоговые органы подается в электронном виде теми плательщиками, у которых численность работников превышает десять человек. Плательщики страховых взносов, численность работников у которых десять человек и менее, вправе представлять расчеты по страховым взносам как в электронной форме, так и на бумаге (Информация ФНС России "Утверждена новая форма расчета по страховым взносам").


## <a id="p100048"></a>Новые регионы в пилотном проекте ФСС


<a id="p100049"></a>В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 N 1459 в состав регионов, участвующих в пилотном проекте ФСС "Прямые выплаты", входят:
- <a id="p100050"></a>с 1 января 2020 года - Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Иркутская, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская и Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ;
- <a id="p100051"></a>с 1 июля 2020 года - Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области.
<a id="p100052"></a>Напомним, что в отношении страхователей - участников пилотного проекта "Прямые выплаты" действуют следующие правила.
1. <a id="p100053"></a>Расчет и выплата работникам пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком производятся не работодателем, а ФСС. За счет своих средств учреждение оплачивает дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, расходы на принятие мер по предупреждению травматизма, а также выплачивает пособие на погребение. Эти суммы в дальнейшем возмещает территориальный орган ФСС.
2. <a id="p100054"></a>Страховые взносы уплачиваются в полной сумме, в которой они начислены, без уменьшения на сумму расходов на выплату пособий.
3. <a id="p100055"></a>Данные об указанных выше пособиях не включаются в расчет по страховым взносам и в форму 4 - ФСС.
<a id="p100056"></a>Работодателям тех регионов, которые присоединяются к пилотному проекту в 2020 году, необходимо заранее проинформировать своих сотрудников о новшествах. В первую очередь это касается лиц, которые получают пособие по уходу за ребенком.
<a id="p100057"></a>Все получатели пособий кроме документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, представляет работодателю заявление.

<div align="center">

<a id="p100058"></a>К сведению. Формы документов, применяемых для выплаты страхового обеспечения в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, в том числе заявления на выплату пособий, утверждены Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 578.

</div>


* <a id="p100059"></a>* *

<a id="p100060"></a>Обобщим сказанное выше.
1. <a id="p100061"></a>С 1 января 2020 года установлены новые размеры предельной величины базы для исчисления страховых взносов:
- <a id="p100062"></a>для взносов, уплачиваемых в ФСС, - 912 000 руб.;
- <a id="p100063"></a>для взносов, уплачиваемых в ПФР, - 1 292 000 руб.
2. <a id="p100064"></a>Расчеты по страховым взносам за I квартал 2020 года представляются не позднее 30 апреля 2020 года по новой форме. При этом нужно учитывать, что учреждения, у которых численность работников превышает десять человек, представляют отчетность в электронном виде.
3. <a id="p100065"></a>Количество регионов - участников пилотного проекта увеличилось. Работодатели должны заранее проинформировать своих сотрудников о новшествах в порядке получения соответствующих пособий.

<div align="right">

<a id="p100066"></a>С. Мухин<br>
Эксперт журнала<br>
"Учреждения здравоохранения:<br>
бухгалтерский учет и налогообложение"

</div>

<div align="center">

<a id="p100067"></a>Подписано в печать<br>
26.12.2019

</div>




<a id="p100068"></a>

---
