Статья: Страховые взносы — 2020: что учитывать страхователю?
Актуально на 09.11.2026.
Как цитировать: Статья: Страховые взносы - 2020: что учитывать страхователю?. https://bukva.ai/docs/statya-strahovye-vznosy-2020-chto-uchityvat
(Мухин С.)
(«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2020, № 1)
«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2020, № 1
В статье сделан акцент на основных новшествах в порядке исчисления страховых взносов в 2020 году и представления отчетности. Кроме того, приведен обзор писем Минфина в части выплат, облагаемых и не облагаемых страховыми взносами.
Учреждения здравоохранения, как и другие организации, являются плательщиками страховых взносов. В силу ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ):
- в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
- по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
- по договорам о передаче прав практически на все результаты интеллектуальной деятельности.
Предельная величина базы
Согласно п. 6 ст. 421 НК РФ размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов ежегодно устанавливается Правительством РФ.
С 1 января 2020 года действует Постановление Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407, на основании которого на 2020 год этот размер равен:
Страховые взносы в ФФОМС начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений в пользу физических лиц без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Напомним, что в соответствии со ст. 425 НК РФ в 2020 году для плательщиков-организаций (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы) действуют следующие тарифы страховых взносов.
1. На обязательное пенсионное страхование:
- в пределах установленной предельной величины базы — 22%;
- свыше установленной предельной величины базы — 10%.
2. На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах предусмотренной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%.
3. На обязательное медицинское страхование — 5,1%.
Облагаемые и необлагаемые выплаты
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в ст. 422 НК РФ. Он не изменился, однако следует обратиться к разъяснениям ФНС и Минфина, в которых рассмотрен порядок исчисления страховых взносов с тех или иных выплат. Приведем некоторые.
Представление расчета в ФНС
При представлении отчетности по страховым взносам необходимо учесть следующие новшества.
1. Расчеты по страховым взносам за I квартал 2020 года представляются не позднее 30 апреля 2020 года по новой форме, утвержденной Приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@.
Как отмечено в Информации ФНС России «Утверждена новая форма расчета по страховым взносам», в новой форме расчета по страховым взносам учтены в том числе последние законодательные изменения в порядке исчисления страховых взносов. Общее количество показателей в расчете по страховым взносам сокращено на 30%. Соответственно, существенно снизится административная нагрузка, связанная с подготовкой отчетности.
В частности, во всех разделах формы не надо указывать общую сумму показателей за последние три месяца расчетного или отчетного периода. В графах приводятся сведения о сумме выплат и вознаграждений, исчисленных физическим лицам с начала расчетного периода всего и помесячно за последние три месяца отчетного или расчетного периода.
2. Отчетность в налоговые органы подается в электронном виде теми плательщиками, у которых численность работников превышает десять человек. Плательщики страховых взносов, численность работников у которых десять человек и менее, вправе представлять расчеты по страховым взносам как в электронной форме, так и на бумаге (Информация ФНС России «Утверждена новая форма расчета по страховым взносам»).
Новые регионы в пилотном проекте ФСС
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459 в состав регионов, участвующих в пилотном проекте ФСС «Прямые выплаты», входят:
- с 1 января 2020 года — Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Иркутская, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская и Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ;
- с 1 июля 2020 года — Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области.
Напомним, что в отношении страхователей — участников пилотного проекта «Прямые выплаты» действуют следующие правила.
1. Расчет и выплата работникам пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком производятся не работодателем, а ФСС. За счет своих средств учреждение оплачивает дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, расходы на принятие мер по предупреждению травматизма, а также выплачивает пособие на погребение. Эти суммы в дальнейшем возмещает территориальный орган ФСС.
2. Страховые взносы уплачиваются в полной сумме, в которой они начислены, без уменьшения на сумму расходов на выплату пособий.
3. Данные об указанных выше пособиях не включаются в расчет по страховым взносам и в форму 4 — ФСС.
Работодателям тех регионов, которые присоединяются к пилотному проекту в 2020 году, необходимо заранее проинформировать своих сотрудников о новшествах. В первую очередь это касается лиц, которые получают пособие по уходу за ребенком.
Все получатели пособий кроме документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, представляет работодателю заявление.
К сведению. Формы документов, применяемых для выплаты страхового обеспечения в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, в том числе заявления на выплату пособий, утверждены Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 578.
1. С 1 января 2020 года установлены новые размеры предельной величины базы для исчисления страховых взносов:
2. Расчеты по страховым взносам за I квартал 2020 года представляются не позднее 30 апреля 2020 года по новой форме. При этом нужно учитывать, что учреждения, у которых численность работников превышает десять человек, представляют отчетность в электронном виде.
3. Количество регионов — участников пилотного проекта увеличилось. Работодатели должны заранее проинформировать своих сотрудников о новшествах в порядке получения соответствующих пособий.