Статья: Примеры по начислению отпускных в 2022 году
Актуально на 09.11.2026.
Как цитировать: Статья: Примеры по начислению отпускных в 2022 году. https://bukva.ai/docs/statya-primery-po-nachisleniyu-otpusknyh-v-2022
(Новикова С.)
(«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2022, № 7)
«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2022, № 7
Принципиальных изменений в расчете отпускных по сравнению с прошлыми периодами в текущем, 2022 году не произошло. Как и прежде, отпускные начисляются по следующему алгоритму: сначала определяются расчетный период и база (сумма выплат), затем среднедневной заработок и, наконец, непосредственно сумма отпускных. В связи с этим нет смысла подробно рассматривать каждый этап. Однако необходимо заострить внимание на некоторых практических моментах при расчете отпускных, которые обычно вызывают вопросы.
Алгоритм расчета среднего заработка для отпускных
Гарантия оплачиваемого отдыха предусмотрена ст. 114 ТК РФ. Очередность предоставления оплачиваемых отпусков сотрудникам аптеки должна определяться ежегодно в соответствии с графиком отпусков. О времени начала отпуска сотрудник должен быть извещен под подпись не позднее чем за две недели до его начала (ст. 123 ТК РФ).
Примечание. Отпускные — это средний заработок работника, сохраняемый за ним на период ежегодного отпуска. Поэтому при расчете отпускных применяется порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Порядок).
Расчетный период для выплаты отпускных составляет 12 месяцев, предшествующих отпуску (ст. 139 ТК РФ). Так, если отпуск сотрудника учреждения начинается в июле, то расчетным считается период с 1 июля прошлого года по 30 июня текущего (п. 4 Порядка) <1>. Как правило, отпуск предоставляется в календарных днях (ст. 115 ТК РФ).
<1> В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников (ст. 139 ТК РФ).
Общая формула для расчета среднего заработка (СЗ) приведена в п. 9 Порядка:
СЗ = среднедневной заработок x количество календарных дней отпуска.
Для определения среднедневного заработка используется показатель среднемесячного числа календарных дней, равный 29,3. Однако точная формула зависит от того, полностью сотрудник отработал месяцы расчетного периода или нет (п. 10 Порядка).
1. Если сотрудник отработал расчетный период полностью, то среднедневной заработок определяется по формуле:
Зарплата за расчетный период (с вычетом неучитываемых сумм) / 12 / 29,3.
Пример 1. Работнику предоставлен оплачиваемый отпуск с 8 по 21 августа 2022 года (14 дней). Расчетный период — с 1 августа 2021 года по 31 июля 2022 года — он отработал полностью. Зарплата за расчетный период составила 428 862 руб. Не учитываемые при расчете среднедневного заработка суммы сотруднику не выплачивались.
В данном случае среднедневной заработок сотрудника учреждения составит 1 219,74 руб. (428 862 руб. / 12 / 29,3). Соответственно, отпускные — 17 076,36 руб. (1 219,74 руб. x 14 дн.).
2. Если сотрудник отработал расчетный период не полностью (или есть исключаемые из расчета периоды, которые указаны в п. 5 Порядка), то среднедневной заработок будет рассчитываться по этой формуле:
Зарплата за расчетный период / (29,3 x количество полностью отработанных календарных месяцев расчетного периода + количество календарных дней в не полностью отработанных календарных месяцах).
В свою очередь, количество календарных дней в не полностью отработанных календарных месяцах) определяется так:
Количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в месяце / количество календарных дней месяца x 29,3.
Обратите внимание! Следует учесть, что Указом Президента РФ от 20.10.2021 № 595 были объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября 2021 года с сохранением заработной платы для всех категорий работодателей. Однако п. 5 данного Указа установлено, что организация сама вправе определить число работников, которые будут обеспечивать ее функционирование в эти дни. Значит, они влияют на порядок расчета среднего заработка. Например, если сотрудник организации трудился с 30 октября по 7 ноября, то и этот период, и заработок за него нужно будет в дальнейшем учитывать при расчете среднего заработка. Если же он отдыхал в эти дни, то указанный период и выплата за него не учитываются при расчете среднего заработка. Аналогичные разъяснения были даны в п. 2 Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.», размещенных на сайте Минтруда. Полагаем, Рекомендациями можно руководствоваться в отношении нерабочих дней, введенных в ноябре.
Пример 2. Работник ушел в отпуск на 28 дней с 5 июля 2022 года. Расчетный период — с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года. В 2021 году сотрудник находился в отпуске с 9 августа по 5 сентября. Кроме того, он болел 6 дней в июле 2021 года и не трудился в период с 30 октября по 7 ноября. База для расчета отпускных — 393 710 руб.
Количество календарных дней в неполных календарных месяцах расчетного периода:
- в июле 2021 года — 23,63 (25 / 31 x 29,3);
- в августе 2021 года — 7,56 (8 / 31 x 29,3);
- в сентябре 2021 года — 24,42 (25 / 30 x 29,3);
- в октябре 2021 года — 27,41 (29 / 31 x 29,3);
- в ноябре 2021 года — 22,46 (23 / 30 x 29,3).
Всего — 105,48 дня (23,63 + 7,56 + 24,42 + 27,41 + 22,46).
Среднедневной заработок работника для расчета отпускных равен 1 267,67 руб. (393 710 руб. / (29,3 дн. x 7 мес. + 105,48 дн.)).
Таким образом, отпускные составят 35 494,76 руб. (1 267,67 руб. x 28 дн.).
Обратите внимание! При выплате работнику отпускных в платежном поручении в поле «Назначение платежа» учреждение должно проставить код дохода «1». Это следует из Положения Банка России от 29.06.2021 № 762-П (с учетом изменений, внесенных Указанием Банка России от 25.03.2022 № 6104-У и действующих с 1 мая 2022 года). Этот код означает, что с выплаты можно взыскивать суммы по исполнительным листам в пределах ограничений, предусмотренных ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Если перед выплатой с отпускных была взыскана сумма по исполнительным листам, ее следует указать в назначении платежа в порядке, рекомендованном в Информационном письме Банка России от 27.02.2020 № ИН-05-45/10.
При работе на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) среднедневной заработок для оплаты отпусков, согласно п. 12 Порядка, исчисляется в соответствии с п. 10 этого документа. То есть установление по соглашению между работником и работодателем неполного рабочего времени (неполной рабочей недели) никак не влияет на порядок исчисления среднего заработка для целей расчета отпускных. Поэтому отпускные сотрудникам, занятым неполный рабочий день, рассчитываются по стандартной схеме: определяются расчетный период, база для расчета отпускных, среднедневной заработок и непосредственно сумма отпускных.
Пример 3. В учреждение с 5 апреля 2021 года принят сотрудник на неполный рабочий день (с 08:00 до 12:00). С 16 по 29 мая 2022 года он находился в отпуске. Расчетный период — с 1 мая 2021 года по 30 апреля 2022 года.
В период нерабочих дней в мае 2021 года он трудился, а с 30 октября по 7 ноября нет. База для расчета отпускных — 274 692 руб.
Количество календарных дней в неполных месяцах расчетного периода:
Всего — 49,87 календарных дней (27,41 + 22,46).
Среднедневной заработок сотрудника для расчета отпускных составил 801,15 руб. (274 692 руб. / (29,3 дн. x 10 мес. + 49,87 дн.)).
Таким образом, отпускные составят 11 216,10 руб. (801,15 руб. x 14 дн.).
Выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от их источников (ст. 139 ТК РФ и п. 2 Порядка), в том числе:
- премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (пп. «н» п. 2 Порядка);
- другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя (пп. «о» п. 2 Порядка).
При этом согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда обязательно включаются в трудовой договор. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).
Как указано в п. 3 Порядка, для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.), то есть те, которые не соответствуют понятию «заработная плата» согласно ст. 129 ТК РФ. При этом выплаты социального характера могут устанавливаться работодателем на основании ст. 8 и 41 ТК РФ.
Таким образом, если выплата предусмотрена системой оплаты труда учреждения и отражена в трудовом договоре работника в качестве составляющей оплаты труда, то она при исчислении среднего заработка подлежит учету.
Обратите внимание! Стимулирующие выплаты за дополнительную нагрузку медработникам, участвующим в проведении вакцинации взрослого населения против коронавирусной инфекции, включаются в размер среднего заработка и учитываются при расчете выплат к отпуску независимо от источников их выплаты (п. 2 Порядка, п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.08.2021 № 1396).
Особенности учета премий при расчете среднего заработка
Как упоминалось ранее, согласно пп. «н» п. 2 Порядка премии, предусмотренные системой оплаты труда, должны быть включены в расчет среднего заработка. Для этого необходимо, чтобы она была действующей системой оплаты труда, установленной работодателем (в данном случае — учреждением здравоохранения).
Кроме того, учреждению нужно руководствоваться п. 15 Порядка, поскольку именно в нем определены правила учета премий при расчете среднего заработка: для включения премии в расчет необходимо, чтобы она была фактически начислена в расчетном периоде. Исключение сделано для премии, выплачиваемой по итогам года, — она входит в расчет независимо от периода начисления.
Остальные премии при определении среднего заработка учитываются следующим образом:
- ежемесячные премии — фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода;
- премии за период работы, превышающий один месяц, — фактически начисленные в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода.
В п. 15 Порядка отмечено еще несколько важных нюансов.
Если время, приходящееся на расчетный период, отработано сотрудником не полностью или из него исключалось время, оплачиваемое исходя из среднего заработка, премии учитываются при расчете среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячных, ежеквартальных и др.).
Пример 4. Работник находился в отпуске с 11 апреля 2022 года. Расчетный период для определения среднего заработка — с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года. За IV квартал 2021 года сотруднику была начислена премия в размере 15 000 руб. без учета фактически отработанного времени. В сентябре 2021 года он был в отпуске 14 дней, из которых 10 — рабочие.
В данном случае сотрудник из 248 рабочих дней расчетного периода отработал только 238 (248 — 10). Таким образом, при расчете среднего заработка должна быть учтена квартальная премия в размере 14 395,16 руб. (15 000 руб. / 248 дн. x 238 дн.).
Если сотрудник проработал неполный рабочий период, за который начисляются премии, и они были начислены пропорционально отработанному времени, эти премии учитываются при определении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм в порядке, установленном п. 15 Порядка.
Выплата материальной помощи к отпуску
Работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования своих работников. Это следует из положений ст. 129 и 135 ТК РФ.
Минтруд России также считает, что локальные нормативные акты или коллективный договор могут содержать нормы, улучшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством. Поэтому работодатель в локальном нормативном акте или коллективном договоре может предусмотреть дополнительные гарантии и меры социальной поддержки своих работников, установить порядок и условия осуществления доплат, к примеру, установить доплату к ежегодному отпуску в виде материальной помощи (см. Письмо от 28.09.2020 № 14-1/ООГ-15412).
Обратите внимание! Материальная помощь, выплачиваемая сотруднику к отпуску, НДФЛ не облагается, если ее размер не превышает 4 000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ). Соответственно, с суммы свыше этой учреждение обязано исчислить и удержать НДФЛ в общеустановленном порядке (см. также Письмо ФНС России от 24.07.2020 № БС-4-11/11908@). Исчисленный с материальной помощи к отпуску налог учреждение должно перечислить в бюджет не позднее дня, следующего за днем ее выплаты налогоплательщику (абз. 1 п. 6 ст. 226 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.08.2017 № ЗН-4-11/16202@).
Кроме того, материальная помощь к отпуску подлежит обложению страховыми взносами в сумме, превышающей 4 000 руб. за текущий год. А материальная помощь работнику, не превышающая указанную сумму, входит в перечень не облагаемых взносами выплат (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 11 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 20.1, пп. 12 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Пример 5. Работник трудился в учреждении 8 лет. В июле 2022 года ему была выплачена материальная помощь к отпуску в сумме 15 000 руб. (размер зависит от стажа работы в учреждении).
Сумму материальной помощи учреждение в полном объеме вправе учесть в составе расходов на оплату труда, поскольку данная выплата носит трудовой характер.
Руководствуясь п. 28 ст. 217 НК РФ, учреждение должно удержать с этой выплаты НДФЛ в размере 1 430 руб. ((15 000 — 4 000) руб. x 13%).
Соответственно, в облагаемую базу по страховым взносам за девять месяцев 2022 года учреждение также должно включить только 11 000 руб. на основании пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 11 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 20.1, пп. 12 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ.
Эксперт журнала
«Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение»
27.06.2022