Статья: Новый порядок начисления пособий по больничным листам
Актуально на 09.11.2026.
Как цитировать: Статья: Новый порядок начисления пособий по больничным листам. https://bukva.ai/docs/statya-novyy-poryadok-nachisleniya-posobiy-po
(Новикова С.)
(«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2021, № 11)
«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2021, № 11
В текущем году пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком рассчитываются и выплачиваются гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, по правилам, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее — Правила № 375).
С 2022 года данные пособия будут рассчитываться по правилам, которые установлены Постановлением Правительства РФ от 11.09.2021 № 1540 (далее — Правила № 1540). Примечательно, что срок действия этих Правил ограничен — они действуют до 1 сентября 2027 года.
Различий между старыми и новыми Правилами немного (большая часть поправок носит технический характер). Однако есть ряд важных моментов, на которые учреждению здравоохранения следует обратить внимание.
Несмотря на то что социальные пособия начисляются теперь напрямую отделениями ФСС, за работодателем (вне зависимости от его статуса и организационно-правовой формы) по-прежнему сохраняется обязанность выплачивать пособие за первые три дня нетрудоспособности (рассчитывается по общему правилу — исходя из среднего заработка). Поэтому новшества в правилах расчета больничных по-прежнему интересуют работодателей. Хотя большая часть положений Правил № 375 будет применяться и в следующем году.
Расчет пособий, выплачиваемых внешним совместителям
Порядок расчета пособий, назначаемых и выплачиваемых лицам, которые заняты в расчетном (или предшествующем) периоде у нескольких работодателей, определен п. 19 Правил № 375 (в Правилах № 1540 имеет тот же номер). Однако теперь в нем проведена грань в алгоритме расчета обычного больничного и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Эти различия обусловлены ст. 13 Закона № 255-ФЗ <1>, которая со следующего года будет применяться в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 126-ФЗ, закрепившего переход на прямые выплаты социальных пособий.
<1> Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Согласно п. 2 — 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в новой редакции если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, то пособия назначаются страховщиком в следующем порядке:
1. Если застрахованное лицо в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:
- пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются каждым страхователем;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком — одним из страхователей по выбору застрахованного лица.
2. Если застрахованное лицо в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей, то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются одним из страхователей, у которых застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая, по его выбору.
3. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются либо каждым из страхователей, у которых застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая, либо одним из страхователей, у которых застрахованное лицо занято на момент наступления страхового случая, по выбору данного лица.
Когда размер пособия ниже МРОТ
Пунктами 6.1 и 6.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ (применяются с 1 января 2021 года) определен порядок назначения пособия в ситуации, когда его размер менее МРОТ. Так, если пособие по временной нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ на день наступления страхового случая (в районах и местностях, в которых к заработной плате применяются районные коэффициенты, — ниже МРОТ, установленного с учетом этих коэффициентов), то пособие исчисляется исходя из МРОТ в следующем порядке:
- дневное пособие — путем деления МРОТ (с учетом коэффициентов, если это предусмотрено законодательством) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период нетрудоспособности;
- пособие, подлежащее выплате, — как произведение дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период нетрудоспособности в каждом календарном месяце.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая трудится на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), то размер пособия по временной нетрудоспособности, исчисляемый исходя из МРОТ, определяется пропорционально продолжительности его рабочего времени.
Данные положения содержатся в п. 25 и 26 Правил № 1540.
Обратите внимание! Если застрахованное лицо в расчетные два года не имело заработка или если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ (также с учетом коэффициентов), то среднедневной заработок для расчета пособия определяется путем деления МРОТ (с учетом районных коэффициентов при необходимости), увеличенного в 24 раза, на 730 (п. 15(3) Правил № 375).
Однако здесь не уточняется, как рассчитать пособие в подобной ситуации, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая трудится на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня).
Этот момент разъяснен в п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, согласно которому средний заработок в такой ситуации должен определяться пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
В Правилах № 1540 этот недочет устранен после внесения необходимых изменений в п. 14.
Особенности отражения в расчете ежемесячных премий
Особенностям учета премий и вознаграждений при расчете среднего заработка в настоящее время посвящен п. 14 Правил № 375, согласно которому:
- ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены;
- премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.
Отличие п. 10 Правил № 1540 от п. 14 Правил № 375 следующее: фразы «данного месяца» в новых Правилах нет. Поэтому ежемесячные премии и вознаграждения, выплаченные не с заработной платой того месяца, за который начислены (но выплачены вместе с заработной платой — это ключевое условие), необходимо включать в средний заработок того месяца, за который они начислены (а не в месяце начисления, как сказано в действующих Правилах). То есть если премия была начислена за сентябрь, но выплачена вместе с заработной платой за октябрь, при расчете среднего заработка ее нужно учесть вместе с зарплатой за сентябрь.
Эксперт журнала
«Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение»
26.10.2021