---
title: "Статья: Изменение размеров социальных пособий в 2022 году"
status: действует
canonical: "https://bukva.ai/docs/statya-izmenenie-razmerov-sotsialnyh-posobiy-v"
---

## Статья: Изменение размеров социальных пособий в 2022 году

# Статья: Изменение размеров социальных пособий в 2022 году

(Рябинин В.)

("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 7)


<a id="p100001"></a>"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 7

<div align="right">

<a id="p100002"></a>*ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРОВ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ В 2022 ГОДУ*

<a id="p100003"></a>*Порядок расчета и назначения пособий в 2022 году не изменился. Но в размеры пособий изменения вносились уже трижды - 1 января, 1 февраля и 1 июня. И хотя в настоящее время большую часть из них ФСС выплачивает напрямую застрахованным лицам, бухгалтерам необходимо знать о действующих размерах. Остановимся также на документальном оформлении пособий.*

</div>



## <a id="p100004"></a>Изменение размеров пособий с 1 января 2022 года



### <a id="p100005"></a>Увеличение базы для начисления взносов


<div align="center">

<a id="p100006"></a>**С указанной даты изменились размеры минимальных и максимальных пределов для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, зависящих от размеров заработной платы граждан:**<br>
<a id="p100007"></a>**- пособия по временной нетрудоспособности;**<br>
<a id="p100008"></a>**- пособия по беременности и родам;**

</div>

- <a id="p100009"></a>ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
<a id="p100010"></a>Максимальный размер изменился в связи с увеличением предельной величины среднего дневного заработка для исчисления пособий, что связано с более высокой базой для начисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году - 966 000 руб. (в 2020 году - 912 000 руб.).
<a id="p100011"></a>Напомним, что пособия в 2022 году рассчитываются из заработка, полученного в двух предшествующих годах (2020 и 2021 годах). При определении среднедневного заработка для пособия по временной нетрудоспособности в 2022 году суммарный заработок подлежит делению на 730, а пособий в связи с материнством - на 731, поскольку 2020 год был високосным.
<a id="p100012"></a>Таким образом, пособие по беременности и родам за 140 дней, рассчитанное из предельных величин баз для расчета пособий, в 2022 году составит 359 671,20 руб. ((912 000 + 966 000) руб. / 731 дн. x 140 дн.).
<a id="p100013"></a>Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, рассчитанное из предельных величин баз для расчета пособий, в 2021 году - 31 240,01 руб. ((912 000 + 966 000) руб. / 731 дн. x 30,4 дн. x 40%).

<div align="center">

<a id="p100014"></a>**Вместе с тем при расчете пособий по беременности и родам можно исключить дни нахождения в отпусках по материнству и периоды временной нетрудоспособности. В этом случае предельная величина среднего дневного заработка ограничивается максимумом среднедневного заработка, который составит 2 572,60 руб. ((912 000 + 966 000) руб. / 730 дн.). Это на 138,35 руб. больше, чем в 2021 году.**

</div>

<a id="p100015"></a>Максимальный размер стандартного пособия по беременности и родам (140 дней) по страховому случаю, наступившему после 1 января, составит 360 164 руб. (2 572,60 руб. x 140 дн.). В 2021 году - 340 795 руб.
<a id="p100016"></a>Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет при наступлении отпуска по уходу за ребенком в 2022 году будет равен 31 282,82 руб. (2 572,60 руб. x 30,4 дн. x 40%). В 2021 году - 29 600,48 руб.
<a id="p100017"></a>Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за 14 календарных дней и при стаже работы более 8 лет составит 100% (36 016,40 руб. - НДФЛ), что на 1 936,90 руб. больше, чем в 2021 году.


## <a id="p100018"></a>Увеличение МРОТ с 1 января 2022 года


<a id="p100019"></a>С этой даты МРОТ увеличился до 42% медианной заработной платы, то есть до 13 890 руб., в связи с чем выросли и минимальные пределы рассмотренных выше пособий (см. Федеральный закон от 06.12.2021 N 406-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
<a id="p100020"></a>Напомним, что в 2021 году МРОТ составлял 12 792 руб. (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2020 N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
<a id="p100021"></a>Из МРОТ рассчитываются пособия гражданам, чей заработок в предыдущие 2 года был меньше МРОТ либо вовсе отсутствовал. Кроме того, размер пособия не должен превышать МРОТ за полный календарный месяц в случаях, если страховой стаж составил менее 6 месяцев, а также для пособия по временной нетрудоспособности в случае нарушения врачебного режима без уважительных причин.
<a id="p100022"></a>Пособие по временной нетрудоспособности при страховом случае, наступившем после 1 января 2022 года, рассчитанное исходя из МРОТ, составит 456,66 руб. в день (13 890 руб. x 24 дн. / 730 дн.) - при страховом стаже более 8 лет. Если же стаж меньше, то к этой сумме применяется коэффициент 60% - при стаже менее 5 лет и 80% - при стаже от 5 до 8 лет.
<a id="p100023"></a>Если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное таким образом, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, то оно определяется исходя из МРОТ в следующем порядке: 13 890 руб. / количество дней в месяце нетрудоспособности (28, 30, 31) x количество дней нетрудоспособности.
<a id="p100024"></a>Пособие по временной нетрудоспособности (минимальный размер за день) в таком случае составит:
- <a id="p100025"></a>496,07 руб. - если в месяце 28 дней;
- <a id="p100026"></a>463 руб. - если в месяце 30 дней;
- <a id="p100027"></a>448,06 руб. - если в месяце 31 день.
<a id="p100028"></a>Размер минимального стандартного пособия по беременности и родам (140 дней) при страховом случае, наступившем после 1 января 2022 года, будет равен 63 932,40 руб. (13 890,00 руб. x 24 дн. / 730 дн. x 140 дн.).
<a id="p100029"></a>По расчету минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет при наступлении отпуска по уходу за ребенком после 1 января 2022 года составит 5 556 руб. (13 890,00 руб. x 40%). Однако такое пособие в любом случае не может быть ниже его установленного минимального размера в твердой денежной сумме. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком (вне зависимости от того, первый это ребенок или второй и последующий) составляет 7 082,85 руб. Данный размер пособия установлен с 1 февраля 2021 года.
<a id="p100030"></a>Таким образом, при предоставлении отпуска по уходу ребенком после 1 января 2022 года ежемесячное пособие назначается в минимальном размере - 7 082,85 руб.


## <a id="p100031"></a>Изменение размеров пособий с 1 февраля 2022 года


<a id="p100032"></a>С указанной даты размеры некоторых пособий были проиндексированы, коэффициент индексации составил 1,084 (см. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 57):

<div align="center">

<a id="p100033"></a>**- ежемесячное пособие по уходу за ребенком - 7 677,81 руб. (раньше - 7 082,85 руб.);**<br>
<a id="p100034"></a>**- единовременное пособие при рождении ребенка - 20 472,77 руб. (раньше - 18 886,32 руб.);**<br>
<a id="p100035"></a>**- пособие на погребение - 6 964,68 руб. (раньше - 6 424,98 руб.).**

</div>



## <a id="p100036"></a>Изменение размеров пособий с 1 июня 2022 года


<a id="p100037"></a>С 1 июня 2022 года в России увеличился минимальный размер оплаты труда, который составил 15 279 руб. (Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 N 973).
<a id="p100038"></a>Соответственно, минимальный размер среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТ, вырос с 456,66 руб. до 502,32 руб. (15 279 руб. x 24 мес. / 730 дн.).
<a id="p100039"></a>Кроме того, теперь минимальный размер пособия по беременности и родам равен:
- <a id="p100040"></a>70 324,80 руб. - за 140 дней;
- <a id="p100041"></a>78 361,92 руб. - за 156 дней (при осложненных родах);
- <a id="p100042"></a>97 450,08 руб. - за 194 дня (при многоплодной беременности).
<a id="p100043"></a>При этом пособие по временной нетрудоспособности теперь не может быть меньше 15 279 руб. в месяц. Таким образом, в 2022 году минимальный размер пособия за день составит 509,30 руб. (если в месяце 30 дней) или 492,87 руб. (если в месяце 31 день).


| <a id="p100044"></a>Показатель | <a id="p100045"></a>С 1 января | <a id="p100046"></a>С 1 февраля | <a id="p100047"></a>С 1 июня |
| --- | --- | --- | --- |
| <a id="p100048"></a>Предельный размер среднего дневного заработка | <a id="p100049"></a>2 572,60 | <a id="p100050"></a>2 572,60 | <a id="p100051"></a>2 572,60 |
| <a id="p100052"></a>Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) | <a id="p100053"></a>13 890 | <a id="p100054"></a>13 890 | <a id="p100055"></a>15 279 |
| <a id="p100056"></a>Минимальный размер среднего дневного заработка, исчисленного исходя из МРОТ | <a id="p100057"></a>456,66 | <a id="p100058"></a>456,66 | <a id="p100059"></a>502,32 |
| <a id="p100060"></a>Максимальный (минимальный) размер пособия по беременности и родам: |  |  |  |
| <a id="p100061"></a>- за 140 дней (70 + 70) | <a id="p100062"></a>360 164 / 63 932,40 | <a id="p100063"></a>360 164 / 63 932,40 | <a id="p100064"></a>360 164 / 70 324,80 |
| <a id="p100065"></a>- за 156 дней (70 + 86) | <a id="p100066"></a>401 325,60 / 71 238,96 | <a id="p100067"></a>401 325,60 / 71 238,96 | <a id="p100068"></a>401 325,60 / 78 361,92 |
| <a id="p100069"></a>- за 194 дня (84 + 110) | <a id="p100070"></a>499 084,40 / 88 592,04 | <a id="p100071"></a>499 084,40 / 88 592,04 | <a id="p100072"></a>499 084,40 / 97 450,08 |
| <a id="p100073"></a>Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком | <a id="p100074"></a>31 282,82 | <a id="p100075"></a>31 282,82 | <a id="p100076"></a>31 282,82 |
| <a id="p100077"></a>Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком | <a id="p100078"></a>7 082,85 | <a id="p100079"></a>7 677,81 | <a id="p100080"></a>7 677,81 |
| <a id="p100081"></a>Единовременное пособие при рождении ребенка | <a id="p100082"></a>18 886,32 | <a id="p100083"></a>20 472,77 | <a id="p100084"></a>20 477,77 |
| <a id="p100085"></a>Пособие на погребение | <a id="p100086"></a>6 424,98 | <a id="p100087"></a>6 964,68 | <a id="p100088"></a>6 964,68 |
| <a id="p100089"></a>Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за день: |  |  |  |
| <a id="p100090"></a>- если в месяце 28 дней | <a id="p100091"></a>496,07 | <a id="p100092"></a>496,07 | <a id="p100093"></a>- |
| <a id="p100094"></a>- если в месяце 30 дней | <a id="p100095"></a>463,00 | <a id="p100096"></a>463,00 | <a id="p100097"></a>509,30 |
| <a id="p100098"></a>- если в месяце 31 день | <a id="p100099"></a>448,06 | <a id="p100100"></a>448,06 | <a id="p100101"></a>492,87 |
| <a id="p100102"></a>Предельная база для начисления страховых взносов в ФСС | <a id="p100103"></a>1 032 000 | <a id="p100104"></a>1 032 000 | <a id="p100105"></a>1 032 000 |



## <a id="p100106"></a>Перерасчет социальных пособий


<a id="p100107"></a>Любые перерасчеты всегда вызывают вопросы. Минтруд России в Письме от 13.05.2022 N 17-1/ООГ-538 дал разъяснения о перерасчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Обратимся к ним.
<a id="p100108"></a>В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ [<1>](#p100110) назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 3 данного Закона, когда это пособие выплачивается за счет средств страхователя), пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.

<a id="p100109"></a>

---

<a id="p100110"></a><1> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

<a id="p100111"></a>Сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты перечисленных пособий, и порядок их получения ФСС (страховщиком), в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, определены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010 (далее - Правила).
<a id="p100112"></a>В соответствии с п. 13 Правил в случае отсутствия у застрахованного лица на день наступления страхового случая справки (справок) о сумме заработка, необходимой (необходимых) для назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренной пп. 3 п. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ (далее - справка о сумме заработка), соответствующее пособие назначается территориальным органом страховщика на основании представленных страхователем, а в случае, указанном в п. 8 Правил, застрахованным лицом сведений и документов, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых им.
<a id="p100113"></a>В целях перерасчета ранее назначенного пособия застрахованное лицо представляет страхователю заявление по форме, утверждаемой страховщиком, и справку о сумме заработка, сведения из которых передаются страхователем страховщику в срок не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.
<a id="p100114"></a>В случае, указанном в п. 8 Правил, застрахованное лицо подает заявление о перерасчете и справку о сумме заработка страховщику по месту своей регистрации либо в электронной форме с использованием единого портала.
<a id="p100115"></a>Согласно п. 44 Правил в целях проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователем для назначения и выплаты пособий застрахованным лицам, а также сведений и документов, переданных застрахованным лицом для назначения и выплаты ему пособий, страховщик вправе запросить:
1) <a id="p100116"></a>в ПФР - сведения о заработной плате застрахованного лица и об иных выплатах и вознаграждениях в его пользу у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) за 2 года, предшествующие году наступления страхового случая (либо за иной период в случае замены соответствующих календарных лет (календарного года) в расчетном периоде в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ), приходящиеся на периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, у этих страхователей, - до 1 января 2017 года;
2) <a id="p100117"></a>в ФНС - сведения, в том числе составляющие налоговую тайну, о заработной плате застрахованного лица и об иных выплатах и вознаграждениях в его пользу у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) за 2 года, предшествующие году наступления страхового случая (либо за иной период в случае замены соответствующих календарных лет (календарного года) в расчетном периоде в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ), приходящиеся на периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, у этих страхователей, - с 1 января 2017 года.
<a id="p100118"></a>Запрашиваемые сведения ПФР и (или) ФНС представляют в электронной форме не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса от страховщика.
<a id="p100119"></a>Что касается Приказа Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 21н [<2>](#p100121), то Минтруд отмечает, что с 1 января 2022 года в связи с изменениями, внесенными в Закон N 255-ФЗ Федеральным законом от 30.04.2021 N 126-ФЗ [<3>](#p100122), данный Приказ фактически не применяется и в ближайшее время будет признан утратившим силу.

<a id="p100120"></a>

---

<a id="p100121"></a><2> "Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, формы и порядка направления запроса, формы и порядка представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации".
<a id="p100122"></a><3> "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования".


## <a id="p100123"></a>Новые формы документов для назначения пособий


<a id="p100124"></a>Согласно Приказу ФСС РФ от 08.04.2022 N 119 [<4>](#p100129) с 31 мая 2022 года действуют новые формы документов для выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, в том числе:
- <a id="p100125"></a>заявление о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- <a id="p100126"></a>заявление о перерасчете ранее назначенного пособия;
- <a id="p100127"></a>уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

<a id="p100128"></a>

---

<a id="p100129"></a><4> "Об утверждении форм документов и сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию".

<div align="right">

<a id="p100130"></a>Кроме того, обновлены и утверждены следующие формы:<br>
- <a id="p100131"></a>сведения о застрахованном лице;<br>
- <a id="p100132"></a>извещение о представлении недостающих сведений и (или) документов;<br>
- <a id="p100133"></a>извещение о внесении исправлений в листок нетрудоспособности в форме электронного документа;<br>
- <a id="p100134"></a>выписка из листка нетрудоспособности, сформированного в форме электронного документа;<br>
- <a id="p100135"></a>сведения для оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

</div>


* <a id="p100136"></a>* *

<a id="p100137"></a>Размеры социальных пособий в 2022 году увеличивались уже трижды - 1 января, 1 февраля и 1 июня. Последнее увеличение связано с ростом МРОТ: теперь он составляет 15 279 руб.
<a id="p100138"></a>Соответственно, минимальный размер среднего дневного заработка, исчисленного исходя из МРОТ, вырос до 502,32 руб., а минимальный размер пособия по беременности и родам при стандартном отпуске по беременности и родам (140 дней) составил 70 324,80 руб. При этом пособие по временной нетрудоспособности теперь не может быть меньше 15 279 руб. в месяц.
<a id="p100139"></a>Также с 31 мая 2022 года действуют новые формы документов для выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

<div align="center">

<a id="p100140"></a>В. Рябинин<br>
Эксперт журнала<br>
"Учреждения здравоохранения:<br>
бухгалтерский учет и налогообложение"<br>
<a id="p100141"></a>Подписано в печать<br>
27.06.2022

</div>




<a id="p100142"></a>

---
