Статья: Изменение размеров социальных пособий в 2022 году
Актуально на 10.11.2026.
Как цитировать: Статья: Изменение размеров социальных пособий в 2022 году. https://bukva.ai/docs/statya-izmenenie-razmerov-sotsialnyh-posobiy-v
(Рябинин В.)
(«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2022, № 7)
«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2022, № 7
ИЗМЕНЕНИЕ РАЗМЕРОВ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ В 2022 ГОДУ
Порядок расчета и назначения пособий в 2022 году не изменился. Но в размеры пособий изменения вносились уже трижды — 1 января, 1 февраля и 1 июня. И хотя в настоящее время большую часть из них ФСС выплачивает напрямую застрахованным лицам, бухгалтерам необходимо знать о действующих размерах. Остановимся также на документальном оформлении пособий.
Изменение размеров пособий с 1 января 2022 года
Увеличение базы для начисления взносов
С указанной даты изменились размеры минимальных и максимальных пределов для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, зависящих от размеров заработной платы граждан:
Максимальный размер изменился в связи с увеличением предельной величины среднего дневного заработка для исчисления пособий, что связано с более высокой базой для начисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году — 966 000 руб. (в 2020 году — 912 000 руб.).
Напомним, что пособия в 2022 году рассчитываются из заработка, полученного в двух предшествующих годах (2020 и 2021 годах). При определении среднедневного заработка для пособия по временной нетрудоспособности в 2022 году суммарный заработок подлежит делению на 730, а пособий в связи с материнством — на 731, поскольку 2020 год был високосным.
Таким образом, пособие по беременности и родам за 140 дней, рассчитанное из предельных величин баз для расчета пособий, в 2022 году составит 359 671,20 руб. ((912 000 + 966 000) руб. / 731 дн. x 140 дн.).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, рассчитанное из предельных величин баз для расчета пособий, в 2021 году — 31 240,01 руб. ((912 000 + 966 000) руб. / 731 дн. x 30,4 дн. x 40%).
Вместе с тем при расчете пособий по беременности и родам можно исключить дни нахождения в отпусках по материнству и периоды временной нетрудоспособности. В этом случае предельная величина среднего дневного заработка ограничивается максимумом среднедневного заработка, который составит 2 572,60 руб. ((912 000 + 966 000) руб. / 730 дн.). Это на 138,35 руб. больше, чем в 2021 году.
Максимальный размер стандартного пособия по беременности и родам (140 дней) по страховому случаю, наступившему после 1 января, составит 360 164 руб. (2 572,60 руб. x 140 дн.). В 2021 году — 340 795 руб.
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет при наступлении отпуска по уходу за ребенком в 2022 году будет равен 31 282,82 руб. (2 572,60 руб. x 30,4 дн. x 40%). В 2021 году — 29 600,48 руб.
Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за 14 календарных дней и при стаже работы более 8 лет составит 100% (36 016,40 руб. — НДФЛ), что на 1 936,90 руб. больше, чем в 2021 году.
Увеличение МРОТ с 1 января 2022 года
С этой даты МРОТ увеличился до 42% медианной заработной платы, то есть до 13 890 руб., в связи с чем выросли и минимальные пределы рассмотренных выше пособий (см. Федеральный закон от 06.12.2021 № 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“).»
Напомним, что в 2021 году МРОТ составлял 12 792 руб. (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Из МРОТ рассчитываются пособия гражданам, чей заработок в предыдущие 2 года был меньше МРОТ либо вовсе отсутствовал. Кроме того, размер пособия не должен превышать МРОТ за полный календарный месяц в случаях, если страховой стаж составил менее 6 месяцев, а также для пособия по временной нетрудоспособности в случае нарушения врачебного режима без уважительных причин.
Пособие по временной нетрудоспособности при страховом случае, наступившем после 1 января 2022 года, рассчитанное исходя из МРОТ, составит 456,66 руб. в день (13 890 руб. x 24 дн. / 730 дн.) — при страховом стаже более 8 лет. Если же стаж меньше, то к этой сумме применяется коэффициент 60% — при стаже менее 5 лет и 80% — при стаже от 5 до 8 лет.
Если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное таким образом, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, то оно определяется исходя из МРОТ в следующем порядке: 13 890 руб. / количество дней в месяце нетрудоспособности (28, 30, 31) x количество дней нетрудоспособности.
Пособие по временной нетрудоспособности (минимальный размер за день) в таком случае составит:
- 496,07 руб. — если в месяце 28 дней;
- 463 руб. — если в месяце 30 дней;
- 448,06 руб. — если в месяце 31 день.
Размер минимального стандартного пособия по беременности и родам (140 дней) при страховом случае, наступившем после 1 января 2022 года, будет равен 63 932,40 руб. (13 890,00 руб. x 24 дн. / 730 дн. x 140 дн.).
По расчету минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет при наступлении отпуска по уходу за ребенком после 1 января 2022 года составит 5 556 руб. (13 890,00 руб. x 40%). Однако такое пособие в любом случае не может быть ниже его установленного минимального размера в твердой денежной сумме. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком (вне зависимости от того, первый это ребенок или второй и последующий) составляет 7 082,85 руб. Данный размер пособия установлен с 1 февраля 2021 года.
Таким образом, при предоставлении отпуска по уходу ребенком после 1 января 2022 года ежемесячное пособие назначается в минимальном размере — 7 082,85 руб.
Изменение размеров пособий с 1 февраля 2022 года
С указанной даты размеры некоторых пособий были проиндексированы, коэффициент индексации составил 1,084 (см. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 57):
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком — 7 677,81 руб. (раньше — 7 082,85 руб.);
- единовременное пособие при рождении ребенка — 20 472,77 руб. (раньше — 18 886,32 руб.);
- пособие на погребение — 6 964,68 руб. (раньше — 6 424,98 руб.).
Изменение размеров пособий с 1 июня 2022 года
С 1 июня 2022 года в России увеличился минимальный размер оплаты труда, который составил 15 279 руб. (Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 973).
Соответственно, минимальный размер среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТ, вырос с 456,66 руб. до 502,32 руб. (15 279 руб. x 24 мес. / 730 дн.).
Кроме того, теперь минимальный размер пособия по беременности и родам равен:
- 70 324,80 руб. — за 140 дней;
- 78 361,92 руб. — за 156 дней (при осложненных родах);
- 97 450,08 руб. — за 194 дня (при многоплодной беременности).
При этом пособие по временной нетрудоспособности теперь не может быть меньше 15 279 руб. в месяц. Таким образом, в 2022 году минимальный размер пособия за день составит 509,30 руб. (если в месяце 30 дней) или 492,87 руб. (если в месяце 31 день).
Перерасчет социальных пособий
Любые перерасчеты всегда вызывают вопросы. Минтруд России в Письме от 13.05.2022 № 17-1/ООГ-538 дал разъяснения о перерасчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Обратимся к ним.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 255-ФЗ <1> назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 3 данного Закона, когда это пособие выплачивается за счет средств страхователя), пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
<1> Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты перечисленных пособий, и порядок их получения ФСС (страховщиком), в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, определены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010 (далее — Правила).
В соответствии с п. 13 Правил в случае отсутствия у застрахованного лица на день наступления страхового случая справки (справок) о сумме заработка, необходимой (необходимых) для назначения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренной пп. 3 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ (далее — справка о сумме заработка), соответствующее пособие назначается территориальным органом страховщика на основании представленных страхователем, а в случае, указанном в п. 8 Правил, застрахованным лицом сведений и документов, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых им.
В целях перерасчета ранее назначенного пособия застрахованное лицо представляет страхователю заявление по форме, утверждаемой страховщиком, и справку о сумме заработка, сведения из которых передаются страхователем страховщику в срок не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.
В случае, указанном в п. 8 Правил, застрахованное лицо подает заявление о перерасчете и справку о сумме заработка страховщику по месту своей регистрации либо в электронной форме с использованием единого портала.
Согласно п. 44 Правил в целях проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователем для назначения и выплаты пособий застрахованным лицам, а также сведений и документов, переданных застрахованным лицом для назначения и выплаты ему пособий, страховщик вправе запросить:
-
в ПФР — сведения о заработной плате застрахованного лица и об иных выплатах и вознаграждениях в его пользу у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) за 2 года, предшествующие году наступления страхового случая (либо за иной период в случае замены соответствующих календарных лет (календарного года) в расчетном периоде в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ), приходящиеся на периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, у этих страхователей, — до 1 января 2017 года;
-
в ФНС — сведения, в том числе составляющие налоговую тайну, о заработной плате застрахованного лица и об иных выплатах и вознаграждениях в его пользу у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) за 2 года, предшествующие году наступления страхового случая (либо за иной период в случае замены соответствующих календарных лет (календарного года) в расчетном периоде в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ), приходящиеся на периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, у этих страхователей, — с 1 января 2017 года.
Запрашиваемые сведения ПФР и (или) ФНС представляют в электронной форме не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса от страховщика.
Что касается Приказа Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 № 21н <2>, то Минтруд отмечает, что с 1 января 2022 года в связи с изменениями, внесенными в Закон № 255-ФЗ Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ <3>, данный Приказ фактически не применяется и в ближайшее время будет признан утратившим силу.
<2> «Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, формы и порядка направления запроса, формы и порядка представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации».
<3> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования».
Новые формы документов для назначения пособий
Согласно Приказу ФСС РФ от 08.04.2022 № 119 <4> с 31 мая 2022 года действуют новые формы документов для выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, в том числе:
- заявление о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- заявление о перерасчете ранее назначенного пособия;
- уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
<4> «Об утверждении форм документов и сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию».
Кроме того, обновлены и утверждены следующие формы:
- сведения о застрахованном лице;
- извещение о представлении недостающих сведений и (или) документов;
- извещение о внесении исправлений в листок нетрудоспособности в форме электронного документа;
- выписка из листка нетрудоспособности, сформированного в форме электронного документа;
- сведения для оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Размеры социальных пособий в 2022 году увеличивались уже трижды — 1 января, 1 февраля и 1 июня. Последнее увеличение связано с ростом МРОТ: теперь он составляет 15 279 руб.
Соответственно, минимальный размер среднего дневного заработка, исчисленного исходя из МРОТ, вырос до 502,32 руб., а минимальный размер пособия по беременности и родам при стандартном отпуске по беременности и родам (140 дней) составил 70 324,80 руб. При этом пособие по временной нетрудоспособности теперь не может быть меньше 15 279 руб. в месяц.
Также с 31 мая 2022 года действуют новые формы документов для выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В. Рябинин
Эксперт журнала
«Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение»
27.06.2022