---
title: "\"Швейцарский обязательственный закон. Федеральный закон о дополнении Швейцарского гражданского кодекса (Часть пятая. Обязательственный закон)\""
status: действует
canonical: "https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329"
---

# Статья 329

###### <a id="p101936"></a>Статья 328a
### <a id="p101939"></a>Статья 328b <*>

###### <a id="p101947"></a>Статья 329



| <a id="p101948"></a>VIII. Время отдыха и отпуска<br>1. Время отдыха <*> | <a id="p101949"></a><a id="p101950"></a><a id="p101951"></a><a id="p101952"></a>1 Работодатель еженедельно предоставляет работнику один выходной день, как правило, воскресенье, либо, если обстоятельства этого не позволяют, один полный рабочий день.<br>2 При наличии особых обстоятельств и с согласия работника работодатель вправе в виде исключения объединить выходные дни, на которые работник имеет право, либо предоставить два раза по половине дня вместо полного рабочего дня.<br>3 Помимо этого работодатель предоставляет работнику обычные часы и дни отдыха и после уведомления о расторжении договора необходимое для поиска новой работы время.<br>4 При определении часов и дней отдыха сторонам надлежит в должной мере учитывать интересы как работодателя, так и работника. |
| --- | --- |



<a id="p101953"></a>

---

<a id="p101954"></a><*> В редакции федерального закона от 20 декабря 2019 года об улучшении совместимости трудовой деятельности с уходом за близкими, в силе с 1 июля 2021 года. Прим. перев.





| <a id="p101956"></a>2. Отпуск<br>a. Продолжительность | <a id="p101957"></a><a id="p101958"></a><a id="p101959"></a>1 За каждый год работы работодатель предоставляет работнику по меньшей мере четыре недели отпуска, а работникам, которым не исполнилось двадцати лет, - пять недель. <*><br>2 ... <**><br>3 При неполном годе работы отпуск предоставляется пропорционально продолжительности трудовых отношений. |
| --- | --- |



<a id="p101960"></a>

---

<a id="p101961"></a><*> В редакции федерального закона от 16 декабря 1983 года о внесении изменений в Обязательственный закон (отпуск), в силе с 1 июля 1984 года. Прим. перев.
<a id="p101962"></a><**> Абзац отменен федеральным законом от 16 декабря 1983 года о внесении изменений в Обязательственный закон (отпуск), в силе с 1 июля 1984 года. Прим. перев.





| <a id="p101964"></a>b. Сокращение отпуска | <a id="p101965"></a><a id="p101966"></a><a id="p101967"></a><a id="p101968"></a><a id="p101969"></a><a id="p101970"></a><a id="p101971"></a><a id="p101972"></a><a id="p101973"></a>1 Если работник по своей вине не может выполнять работу в течение срока, превышающего в совокупности один месяц на протяжении одного года работы, работодатель вправе сократить отпуск такому работнику на одну двенадцатую за каждый полный месяц отсутствия работника. [<1>](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101975)<br>2 Работодатель не вправе сократить отпуск, если за один год работы нетрудоспособность работника длится не больше одного месяца и вызвана не по вине работника причинами, присущими его личности, такими как болезнь, несчастный случай, исполнение установленной законом обязанности, занятие государственной должности или использование отпуска для работы с молодежью. [<2>](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101976)<br>3 Работодатель также не вправе сократить отпуск, если:<br>a. до двух месяцев работница не может выполнять работу из-за беременности или родов;<br>b. работница взяла отпуск по беременности и родам в смысле [статьи 329f](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-330#p101997);<br>c. работница или работник взял отпуск, причитающийся другому родителю в смысле [статьи 329g](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-330#p102007), или отпуск в случае смерти матери в смысле [статьи 329g.bis](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-330#p102012);<br>d. работница или работник воспользовался отпуском по уходу за ребенком в смысле [статьи 329i](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-330#p102022);<br>e. работница или работник взял отпуск в связи с усыновлением (удочерением) в смысле [ст. 329j](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-330#p102033). [<3>](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101977)<br>4 Типовой или коллективный трудовой договор могут отступить от положений [второго](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101966) и [третьего абзацев](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101967), если в целом они предусматривают для работника по меньшей мере равноценные условия. [<4>](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101978) |
| --- | --- |



<a id="p101974"></a>

---

<a id="p101975"></a><1> В редакции федерального закона от 25 июня 1982 года об обязательном страховании от безработицы и о возмещении на случай несостоятельности, в силе с 1 января 1984 года. Прим. перев.
<a id="p101976"></a><2> В редакции федерального закона от 6 октября 1989 года о поощрении внешкольной работы с молодежью (закона о поощрении молодежи), в силе с 1 января 1991 года. Прим. перев.
<a id="p101977"></a><3> [Абзац 3](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon/statya-329#p101831) в первоначальной редакции был изменен федеральным законом от 20 декабря 2019 года об улучшении совместимости трудовой деятельности с уходом за близкими, в силе с 1 июля 2021 года, был дополнен [литерами a](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101968), [b](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101969). и [d](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101971). (изначально c.); нынешняя [литера c](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101970)., а также [литера e](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101972). были добавлены федеральным законом от 1 октября 2021 года о внесении изменений в закон о возмещении дохода, в силе с 1 января 2023 года; сегодня [литера c](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101970)., а также [литера e](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p101972). изложены в редакции федерального закона от 17 марта 2023 года о внесении изменений в закон о возмещении доходов (дневное пособие для пережившего родителя), в силе с 1 января 2024 года. Прим. перев.
<a id="p101978"></a><4> Абзац дополнен федеральным законом от 16 декабря 1983 года о внесении изменений в Обязательственный закон (отпуск), в силе с 1 июля 1984 года. Прим. перев.





| <a id="p101980"></a>c. Продолжительность и время отпусков | <a id="p101981"></a>1 По общему правилу отпуск предоставляется в течение соответствующего года работы; он включает, как минимум, две недели подряд. <*><br>2 Работодатель определяет время отпуска с учетом пожеланий работника в той мере, насколько это совместимо с интересами предприятия или хозяйства. |
| --- | --- |



<a id="p101982"></a>

---

<a id="p101983"></a><*> В редакции федерального закона от 16 декабря 1983 года о внесении изменений в Обязательственный закон (отпуск), в силе с 1 июля 1984 года. Прим. перев.





| <a id="p101985"></a>d. Заработная плата | <a id="p101986"></a><a id="p101987"></a><a id="p101988"></a>1 Работодатель обязан платить работнику за время отпуска полную заработную плату и соразмерное возмещение вознаграждения в неденежной форме.<br>2 На протяжении трудовых отношений отпуск не может быть заменен денежными выплатами или другими выгодами.<br>3 Если работник во время отпуска выполняет возмездную работу для третьего лица вопреки законным интересам работодателя, тот может отказать ему в выплате заработной платы за время отпуска или требовать возврата того, что он уже уплатил. |
| --- | --- |






<a id="p101990"></a>

---

<a id="p101991"></a><*> Статья добавлена федеральным законом от 6 октября 1989 года о поощрении внешкольной работы с молодежью (законом о поощрении молодежи), в силе с 1 января 1991 года. Прим. перев.


| <a id="p101992"></a>3. Отпуск для занятия внешкольной работой с молодежью | <a id="p101993"></a><a id="p101994"></a><a id="p101995"></a><a id="p101996"></a>1 За каждый год работы работодатель предоставляет работнику в возрасте до тридцати лет включительно молодежный отпуск совокупной продолжительностью не более одной рабочей недели, если такой работник в рамках внешкольной работы с молодежью добровольно выполняет от имени культурной или социальной организации руководящие, сопроводительные или консультационные функции или участвует в необходимых для этого курсах обучения или повышения квалификации.<br>2 Работник не имеет права на заработную плату за время молодежного отпуска. Соглашение, типовой или коллективный трудовой договор могут отступать от этого правила в пользу работника.<br>3 Работодатель и работник согласуют время и продолжительность молодежного отпуска с учетом интересов каждого из них. Если они не могут достичь соглашения, молодежный отпуск должен быть предоставлен, если работник известил работодателя о своем намерении осуществить свое право за два месяца до начала отпуска. Дни молодежного отпуска, которые работник не использовал по истечении календарного года, не могут быть перенесены на следующий год.<br>4 По требованию работодателя работник предоставляет доказательства относительно заданий и функций, которые он выполняет в рамках внешкольной работы с молодежью. |
| --- | --- |






<a id="p101998"></a>

---

<a id="p101999"></a><*> Статья добавлена федеральным законом от 3 октября 2003 года о внесении изменений в федеральный закон о возмещении дохода (порядок возмещения дохода для служащих в армии, на альтернативной службе и в гражданской обороне), в силе с 1 июля 2005 года. Прим. перев.


| <a id="p102000"></a>4. Отпуск по родам | <a id="p102001"></a><a id="p102002"></a><a id="p102003"></a>1 После рождения ребенка работница имеет право на отпуск продолжительностью не менее четырнадцати недель.<br>2 В случае госпитализации новорожденного отпуск продлевается на срок, эквивалентный продлению срока выплаты пособия по родам. <*><br>3 В случае смерти другого родителя в течение шести месяцев после рождения ребенка, работница имеет право на две недели дополнительного отпуска; она вправе взять этот отпуск неделями или днями в пределах шестимесячного срока со дня смерти. <**> |
| --- | --- |



<a id="p102004"></a>

---

<a id="p102005"></a><*> Абзац добавлен федеральным законом от 18 декабря 2020 года о внесении изменений в закон о возмещении дохода (возмещение дохода для служащих и при родах), в силе с 1 июля 2021 года. Прим. перев.
<a id="p102006"></a><**> Абзац добавлен федеральным законом от 17 марта 2023 года о внесении изменений в закон о возмещении доходов (дневное пособие для пережившего родителя), в силе с 1 января 2024 года. Прим. перев.





<a id="p102008"></a>

---

<a id="p102009"></a><*> Статья добавлена федеральным законом от 20 декабря 2019 года об улучшении совместимости трудовой деятельности с уходом за близкими, в силе с 1 июля 2021 года; в редакции федерального закона от 17 марта 2023 года о внесении изменений в закон о возмещении доходов (дневное пособие для пережившего родителя), в силе с 1 января 2024 года. Прим. перев.


| <a id="p102010"></a>5. Отпуск другого родителя<br>a. В общем | <a id="p102011"></a>1 Работник имеет право на отпуск другого родителя продолжительностью две недели, если:<br>a. он является законным отцом на момент рождения ребенка или становится таковым в течение последующих шести месяцев;<br>b. работница на момент рождения ребенка является по закону другим родителем.<br>2 Отпуск необходимо использовать в течение шести месяцев после рождения ребенка. Течение этого срока приостанавливается во время отпуска согласно [статье 329g.bis](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-330#p102012).<br>3 Отпуск можно брать неделями или днями. |
| --- | --- |






<a id="p102013"></a>

---

<a id="p102014"></a><*> Статья добавлена федеральным законом от 17 марта 2023 года о внесении изменений в закон о возмещении доходов (дневное пособие для пережившего родителя), в силе с 1 января 2024 года.. Прим. перев.


| <a id="p102015"></a>b. В случае смерти матери | <a id="p102016"></a>1 Если мать умирает при рождении ребенка или в течение 14 недель после него, другой родитель имеет право на отпуск продолжительностью 14 недель; этот отпуск должен быть использован со дня смерти и беспрерывно.<br>2 Другой родитель имеет право на отпуск, если родственная связь между родителем и ребенком установлена на день смерти или в течение 14 недель после смерти.<br>3 В случае госпитализации новорожденного согласно [второму абзацу статьи 329f](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p102002) отпуск, предусмотренный [первым абзацем](https://bukva.ai/docs/shveytsarskiy-obyazatelstvennyy-zakon-2/statya-329#p102016), продлевается на срок госпитализации, но не более чем на восемь недель. |
| --- | --- |






<a id="p102018"></a>

---

<a id="p102019"></a><*> Статья добавлена федеральным законом от 20 декабря 2019 года об улучшении совместимости трудовой деятельности с уходом за близкими, в силе с 1 июля 2021 года. Прим. перев.


| <a id="p102020"></a>6. Отпуск по уходу за близкими | <a id="p102021"></a>Работник имеет право на оплачиваемый отпуск по уходу за больным членом семьи, за партнершей или партнером; отпуск ограничен временем, необходимым для ухода, но не должен превышать трех дней для каждого случая и десяти дней в год в совокупности. |
| --- | --- |






<a id="p102023"></a>

---

<a id="p102024"></a><*> См. предыдущее примечание.


| <a id="p102025"></a>7. Отпуск по уходу за ребенком, чье здоровье серьезно пострадало в результате болезни или несчастного случая | <a id="p102026"></a><a id="p102027"></a><a id="p102028"></a><a id="p102029"></a><a id="p102030"></a>1 Если работник имеет право на пособие по уходу за ребенком согласно статьям с 16n по 16s федерального закона о возмещении дохода <*> на том основании, что здоровье его ребенка серьезно пострадало в результате болезни или несчастного случая, то он имеет право на отпуск продолжительностью четырнадцать недель максимум.<br>2 Отпуском по уходу необходимо воспользоваться в пределах 18 месяцев. Течение этого срока начинается со дня, когда было выплачено первое дневное пособие.<br>3 Если работают оба родителя, каждый из них имеет право на отпуск продолжительностью семь недель максимум. Родители могут договориться распределить отпуск между собой иным образом.<br>4 Отпуск можно взять единовременно или по дням.<br>5 Работодатель должен незамедлительно быть извещен о том, как работник берет отпуск, и о любых изменениях. |
| --- | --- |



<a id="p102031"></a>

---

<a id="p102032"></a><*> Систематическое собрание 834.1.





<a id="p102034"></a>

---

<a id="p102035"></a><*> Статья добавлена федеральным законом от 1 октября 2021 года о внесении изменений в закон о возмещении дохода, в силе с 1 января 2023 года. Прим. перев.


| <a id="p102036"></a>8. Отпуск в связи с усыновлением (удочерением) | <a id="p102037"></a>1 Каждая работница и каждый работник, кто принимает ребенка для его усыновления (удочерения), имеет право на отпуск в связи с усыновлением (удочерением) продолжительностью две недели, если выполнены условия, предусмотренные ст. 16t федерального закона о возмещении дохода <*>.<br>2 Отпуск в связи с усыновлением (удочерением) можно брать в течение первого года после принятия ребенка в семью.<br>3 Отпуск может брать один родитель или родители могут его распределить между собой. Родители не могут брать отпуск одновременно.<br>4 Отпуск в связи с усыновлением (удочерением) можно взять неделями или днями. |
| --- | --- |



<a id="p102038"></a>

---

<a id="p102039"></a><*> Систематическое собрание 834.1.
