Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 28.10.1929
Актуально на 10.11.2026.
Как цитировать: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 28.10.1929. 28.10.1929. https://bukva.ai/docs/postanovlenie-tsik-sssr-snk-sssr-ot-28101929-1929
«Об изменении Положения о государственном подоходном налоге»
Внимание
Документ утратил силу в связи с изданием Постановления СНК СССР от 08.07.1932 № 1066. Вступил в силу с 1 октября 1929 года (пункт 17 данного документа)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 1929 года
ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ
Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
Внести в положение о государственном подоходном налоге от 14 декабря 1927 года (Собр. Зак. Союза ССР, 1928, № 1, ст. 2, № 29, ст. 261, и № 58, ст. 515, и 1929, № 6, ст. 53) следующие изменения:
1. Изложить ст. ст. 2, 4 и 7 в следующей редакции:
«2. Указанные в ст. 1 лица (за исключением предусмотренных в ст. 3) облагаются подоходным налогом, если доход их в году, предшествующем окладному, превысил: для физических лиц, получающих доходы от источников, перечисленных в п. „а“ ст. 7: в местностях I пояса — 1200 руб., II пояса — 1080 руб., III пояса — 960 руб. и IV пояса — 900 руб.; для физических лиц, получающих доходы от источников, перечисленных в п. п. „б“, „в“ и „г“ ст. 7, а также для юридических лиц: в местностях I пояса — 800 руб., II пояса — 700 руб., III пояса — 600 руб. и IV пояса — 500 руб.».
Примечание к ст. 2 сохраняется в действующей редакции.
«4. Доходом, подлежащим обложению, признается разность между валовой суммой всех полученных плательщиком поступлений в денежной и натуральной форме и суммой расходов, связанных с извлечением дохода (раздел II).»
При наличии у нескольких лиц общего доходного источника, доход каждого из них исчисляется в отдельности, соразмерно доле его участия в общем доходе.
Примечание. Доход, получаемый от торгового или промышленного предприятия, принадлежащего лицам, состоящим между собою в браке или родстве по прямой линии, а также при условии совместного проживания и другим членам семьи, считается доходом одного из этих лиц по определению налогового инспектора».
«7. Годовые оклады налога исчисляются для обложения доходов физических лиц:»
а) от литературной работы, от использования авторского права на свои произведения и права на свои открытия и изобретения, от занятий изобразительными искусствами, от работы в качестве членов промысловых кооперативных товариществ (артелей), входящих в кооперативную систему (в том числе артелей инвалидов), уставных трудовых артелей и объединений глухонемых и слепых, если эти товарищества, артели и объединения не распределяют своих прибылей по паям — согласно расписанию № 1 ставок подоходного налога (приложение 1-е);
б) от личного труда не по найму, от занятий торговлей или промыслами, облагаемыми промысловым налогом по расписанию личных промыслов (приложение 1 к положению о государственном промысловом налоге от 10 августа 1928 г. — Собр. Зак. Союза ССР, 1928, № 50, ст. 443), а также от занятий торговлей или промыслами, свободными от промыслового налога; от сдачи в наем строений как в городах, так и вне городов, и от всех иных источников, кроме предусмотренных в п. п. «а», «в» и «г» настоящей статьи и в статье 9, согласно расписанию № 2 ставок подоходного налога (приложение 3-е);
в) от содержания кустарных и ремесленных предприятий с числом наемных рабочих не более 3, согласно расписанию № 2-а ставок подоходного налога (приложение 4-е);
г) от участия в торговых и промышленных предприятиях, кроме указанных в п. п. «б» и «в» настоящей статьи, в качестве владельцев, совладельцев, арендаторов, пайщиков или вкладчиков, и вообще от всяких занятий торговлей, подрядами, поставками, посредническими, маклерскими, биржевыми и другими подобными операциями; от денежных капиталов и процентных бумаг, а также от выполнения обязанностей служителей религиозных культов — согласно расписанию № 3 ставок подоходного налога (приложение 5-е).
Годовые оклады налога для обложения дохода юридических лиц (п. п. «б» и «в» ст. 1) исчисляются согласно расписанию № 3 ставок подоходного налога.
Примечание 1. Доходы членов упомянутых в п. «а» промысловых кооперативных товариществ (артелей), в том числе и артелей инвалидов, если работа производится в общих мастерских, облагаются месячными окладами по правилам, установленным для обложения налогом рабочих, служащих и государственных пенсионеров (ст. ст. 3, 9, 10, 11, 13, 14, 25, 49, 51, 52, 53 и 56).
Примечание 2. Члены упомянутых в п. «а» промысловых кооперативных товариществ (артелей), в том числе артелей инвалидов, работающие на дому, облагаются подоходным налогом годовыми окладами по доходам от продукции, сдаваемой в свое объединение, по расписанию № 1 (приложение 1-е), а по доходам от продукции, реализуемой на сторону, — по расписанию № 2 (приложение 3-е).
Примечание 3. Врачи, содержащие лечебницы, а также те лица свободных профессий, доход которых за предшествующий окладному год превысит размеры, установленные Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР по соглашению с Народным Комиссариатом Труда Союза ССР, облагаются по расписанию № 2-а».
2. Изложить п. «а» ст. 8 в следующей редакции:
«а) с совокупности доходов плательщика, облагаемых по расписаниям № 1, 2, 2-а и 3, исчисляются ставки налога по каждому из соответствующих расписаний».
3. Изложить примечание к ст. 9 в следующей редакции:
«Примечание. Акционеры указанных в ст. 1 акционерных обществ, состоящие в этих обществах членами правлений, советов и ревизионных комиссий, а также директорами и заведующими обособленными отделами, облагаются подоходным налогом по полученному ими в обществах вознаграждению — по расписанию № 3 годовыми окладами на общем основании».
4. Изложить ст. 10 в следующей редакции:
«10. Плательщики, доход которых облагается согласно расписаниям ставок налога № 1, 1-а и 2, имеющие на своем иждивении более двух лиц, пользуются следующей льготой: при трех иждивенцах с оклада налога делается скидка в размере 20%, при четырех иждивенцах — 30%, при пяти иждивенцах — 40% и при шести и более иждивенцах — 50%.»
Указанные льготы не распространяются на случаи: а) когда облагаемый по данному месту работы или службы или месту выдачи пенсии доход плательщика от вознаграждения за работу или службу, либо от государственного пенсионного обеспечения превышает 350 рублей в месяц; б) когда доход плательщика от источников, указанных в п. п. «а» и «б» ст. 7, превышает 3000 рублей в год».
5. Изложить п. «а» ст. 12 в следующей редакции:
«а) физические лица, облагаемые по расписаниям № 2, 2-а и 3 ставок подоходного налога, вносят в счет оклада по доходам текущего года авансы в размере 75% оклада, исчисленного по доходам предшествующего года, при чем две трети этой суммы уплачиваются равными долями в два срока в течение второго полугодия текущего года, а одна треть — в течение первого квартала следующего года. По установлении оклада налога по доходу текущего года производится окончательный расчет с зачетом внесенных авансов».
6. Изложить ст. 12.1 в следующей редакции:
«12.1. Если оклад налога за предшествующий год для упомянутых в п. „а“ ст. 12 лиц был исчислен по доходам не за полный год, сумма авансовых платежей определяется в размере 75% от оклада налога, причитающегося с дохода, приведенного к годовому размеру.»
Для лиц, упомянутых в п. «а» ст. 12, впервые привлекаемых к подоходному налогу, сумма авансовых платежей определяется налоговым инспектором на основании заявлений плательщиков и имеющихся у инспекторов сведений, а сроки уплаты авансов устанавливаются инструкцией по применению настоящего положения.
Примечание. На исчисленные в порядке настоящей статьи авансы плательщики могут подавать в двухнедельный срок возражения в окружной финансовый отдел, постановления которого являются окончательными».
7. Изложить примечание к ст. 27 в следующей редакции:
«Примечание. Расходы на содержание (включал тантьемы), а равно на всякое иное вознаграждение, выдаваемое лицам, входящим в состав правлений, советов, ревизионных комиссий, учетных комитетов, директорам и заведующим обособленными отделами, а также отпускаемые им суммы на разъезды, на представительство и т.п. принимаются к вычету в размере не свыше 6000 рублей в год на каждое лицо с тем, чтобы общая сумма этих расходов за год не превышала 5% оборота».
8. Изложить ст. ст. 38, 40, 58, 64 и 66 в следующей редакции:
«38. Определение подлежащего обложению дохода физических лиц, кроме заработной платы и пенсии (ст. 9), и исчисление оклада налога производится налоговыми инспекторами на основании подаваемых плательщиками деклараций (ст. 39), а также на основании имеющихся у налоговых инспекторов и собранных ими сведений. В случае неподачи деклараций, доход определяется на основании данных о доходе плательщика, собранных налоговым инспектором».
«40. Для проверки деклараций налоговым инспекторам предоставляется требовать от плательщиков представления объяснений и документальных данных, в том числе торговых книг, если плательщик обязан вести таковые».
«58. За неподачу деклараций или подачу их с пропуском установленного срока плательщики, облагаемые по расписанию № 1 ставок подоходного налога, подлежат штрафу в размере не свыше 30 руб., облагаемые по расписанию № 2 — не свыше 100 руб. и облагаемые по расписаниям № 2-а и 3 — не свыше 200 руб.».
Примечание к ст. 58 сохраняется в действующей редакции.
«64. Штрафы, предусмотренные ст. ст. 54, 58 и 59, налагаются налоговыми инспекторами.»
Штрафы, предусмотренные ст. ст. 61 и 62, налагаются окружными финансовыми отделами.
Штрафы, предусмотренные ст. 55, налагаются: за непредставление списков и сведений, указанных в ст. ст. 32 и 35, окружными финансовыми отделами, а за несообщение сведений в порядке ст. 36 — налоговыми инспекторами.
Штрафы, предусмотренные ст. 56, налагаются окружными финансовыми отделами».
«66. В месячный срок со дня объявления о наложении штрафа подвергнутые взысканию лица могут обжаловать постановления (ст. 64) об оштрафовании в окружную налоговую комиссию».
9. В ст. 42 слова: «вырабатываемыми участковыми налоговыми комиссиями и утверждаемыми губернскими (окружными) налоговыми комиссиями» заменить словами: «вырабатываемыми налоговыми инспекторами и утверждаемыми окружными финансовыми отделами».
10. В ст. 45 слова: «особыми налоговыми комиссиями», в ст. ст. 47 и 62 слова: «особой налоговой комиссией» и в ст. 48 слова: «комиссии» заменить соответственно словами: «окружными финансовыми отделами», «окружным финансовым отделом» и «финансового отдела».
11. В ст. 51 слова: «участковую налоговую комиссию» заменить словами: «окружную (и соответствующую ей) налоговую комиссию».
12. В ст. 53 слова: «участковыми налоговыми комиссиями» заменить словами: «налоговыми инспекторами»,
13. В подлежащих статьях слова: «инспектор по прямым налогам» заменить словами: «налоговый инспектор».
14. Дополнить положение о государственном подоходном налоге расписанием 2-а ставок подоходного налога в приложенной к настоящему постановлению редакции (приложение 4-е).
15. Заменить расписание № 3 ставок подоходного налога приложенным к настоящему постановлению расписанием (приложение 5-ое).
16. Дополнить ст. 6 постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 18 мая 1927 г. о государственном налоге на сверхприбыль (Собр. Зак. Союза ССР, 1927, № 25, ст. 273) примечанием следующего содержания:
«Примечание. В тех случаях, когда оклад налога на сверхприбыль вместе с подоходным налогом будет достигать или превышать облагаемый доход плательщика, налоговые органы понижают оклад налога на сверхприбыль с тем, чтобы у плательщика осталась сумма, составляющая 5% облагаемого дохода».
17. Ввести настоящее постановление в действие с 1 октября 1929 г.
РАСПИСАНИЕ № 2-а СТАВОК ПОДОХОДНОГО НАЛОГА
| Разряды | Сумма облагаемого дохода | Оклады налога |
|---|---|---|
| 1 | до 1000 р. | 2,7% суммы дохода |
| 2 | Свыше 1000 р. « 1200 р.» | 27 р. + 4% суммы, превышающей 1000 р. |
| 3 | « 1200 р. » 1800 р. | 35 р. + 6% « » 1200 р. |
| 4 | « 1800 р. » 2400 р. | 71 р. + 9% « » 1800 р. |
| 5 | « 2400 р. » 3000 р. | 125 р. + 12% « » 2400 р. |
| 6 | « 3000 р. » 4000 р. | 197 р. + 14% « » 3000 р. |
| 7 | « 4000 р. » 5000 р. | 337 р. + 18% « » 4000 р. |
| 8 | « 5000 р. » 6000 р. | 517 р. + 22% « » 5000 р. |
| 9 | « 6000 р. » 7000 р. | 737 р. + 27% « » 6000 р. |
| 10 | « 7000 р. » 8000 р. | 1007 р. + 32% « » 7000 р. |
| 11 | « 8000 р. » 10000 р. | 1327 р. + 36% « » 8000 р. |
| 12 | « 10000 р. » 12000 р. | 2047 р. + 40% « » 10000 р. |
| 13 | « 12000 р. » 14000 р. | 2847 р. + 44% « » 12000 р. |
| 14 | « 14000 р. » 10000 р. | 3727 р. + 47% « » 14000 р. |
| 15 | « 16000 р. » 20000 р. | 4667 р. + 48% « » 16000 р. |
| 16 | « 20000 р. » 24000 р. | 6587 р. + 50% « » 20000 р. |
| 17 | « 24000 р.» | 8587 р. + 51% « » 24000 р. |
РАСПИСАНИЕ № 3 СТАВОК ПОДОХОДНОГО НАЛОГА
| Разряды | Сумма облагаемого налога | Оклады налога |
|---|---|---|
| 1 | до 1000 р. | 3% от суммы дохода |
| 2 | Свыше 1000 р. « 1200 р.» | 30 р. + 5% суммы, превышающей 1000 р. |
| 3 | « 1200 р. » 1800 р. | 40 р. + 7,5% « » 1200 р. |
| 4 | « 1800 р. » 2400 р. | 85 р. + 9,5% « » 1800 р. |
| 5 | « 2400 р. » 3000 р. | 142 р. + 15% « » 2400 р. |
| 6 | « 3000 р. » 4000 р. | 232 р. + 18% « » 3000 р. |
| 7 | « 4000 р. » 5000 р. | 412 р. + 21% « » 4000 р. |
| 8 | « 5000 р. » 6000 р. | 622 р. + 25% « » 5000 р. |
| 9 | « 6000 р. » 7000 р. | 872 р. + 29% « » 6000 р. |
| 10 | « 7000 р. » 8000 р. | 1162 р. + 34% « » 7000 р. |
| 11 | « 8000 р. » 10000 р. | 1502 р. + 37% « » 8000 р. |
| 12 | « 10000 р. » 12000 р. | 2242 р. + 41% « » 10000 р. |
| 13 | « 12000 р. » 14000 р. | 3062 р. + 45% « » 12000 р. |
| 14 | « 14000 р. » 16000 р. | 3962 р. + 47% « » 14000 р. |
| 15 | « 16000 р. » 20000 р. | 4902 р. + 48% « » 16000 р. |
| 16 | « 20000 р. » 24000 р. | 6822 р. + 50% « » 20000 р. |
| 17 | « 24000 р.» | 8830 р. + 51% « » 24000 р. |