---
title: "<Письмо> Госкомтруда СССР от 04.04.1991 N 462-НЧ"
number: "462-НЧ"
issuer: "Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам"
issued_on: 1991-04-04
status: действует
canonical: "https://bukva.ai/docs/pismo-462-nch"
---

## <Письмо> Госкомтруда СССР от 04.04.1991 N 462-НЧ

# <Письмо> Госкомтруда СССР от 04.04.1991 N 462-НЧ

<О порядке исчисления тарифных ставок и должностных окладов при введении компенсационных выплат>

(вместе с "Рекомендациями...")


<a id="p100001"></a>**ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ**
**И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ**


## <a id="p100002"></a>ПИСЬМО

от 4 апреля 1991 г. N 462-НЧ

<a id="p100003"></a>При этом направляем [Рекомендации](#p100005) о порядке исчисления тарифных ставок и должностных окладов при введении компенсационных выплат.

<div align="right">

<a id="p100004"></a>Заместитель Председателя<br>
Госкомтруда СССР<br>
**Н.И.ЧЕШЕНКО**

</div>







## <a id="p100005"></a>РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ СТАВОК И ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ


1. <a id="p100006"></a>В соответствии с [постановлением](https://bukva.ai/docs/postanovlenie-105-1991-kabinet-ministrov-sssr) Кабинета Министров СССР от 19 марта 1991 г. N 105 впредь до принятия Верховным Советом СССР законодательных актов об установлении нового уровня минимальной заработной платы тарифные ставки и оклады, утвержденные решениями Правительства СССР или других органов по его поручениям и увеличенные в соответствии с указанным постановлением на 60 рублей, считаются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп при соблюдении установленной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда).
<a id="p100007"></a>В 1991 г. в качестве государственных тарифов, которые должны быть увеличены из расчета не менее 60 рублей в месяц, предприятия используют ставки и оклады, утвержденные решениями Правительства СССР или других органов по его поручениям:
<a id="p100008"></a>на предприятиях производственных отраслей народного хозяйства - [постановлением](https://bukva.ai/docs/postanovlenie-1115-1986) ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. N 1115 <*>;

<a id="p100009"></a>

---

<a id="p100010"></a><*> Далее - постановление N 1115.

<a id="p100011"></a>на предприятиях непроизводственных отраслей народного хозяйства - аналогичными постановлениями, принятыми по соответствующим отраслям в двенадцатой пятилетке.
<a id="p100012"></a>[Методика](#p100032) расчета размера тарифных ставок рабочих с включением в них компенсации приведена в приложении N 1.
<a id="p100013"></a>Ставки заработной платы и должностные оклады, установленные [постановлением](https://bukva.ai/docs/postanovlenie-70-1991-goskomtrud-sssr) Госкомтруда СССР от 20 марта 1991 г. N 70 "Об утверждении ставок заработной платы и должностных окладов работников народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений", считаются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда для работников этих отраслей.
2. <a id="p100014"></a>Учитывая, что в соответствии с указанными постановлениями схемы окладов руководителей, специалистов, служащих и рабочих содержали диапазон ("вилку") в размерах, государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда для этих профессионально-квалификационных групп работников считается их нижний предел, увеличенный не менее чем на 60 рублей.
<a id="p100015"></a>Минимальные уровни должностных окладов руководителей строящихся предприятий и организаций устанавливаются применительно к минимальным уровням должностных окладов, предусмотренным для руководителей предприятий и организаций соответствующих отраслей народного хозяйства.
<a id="p100016"></a>Минимальные уровни должностных окладов заместителям руководителей, главным бухгалтерам, их заместителям и заместителям главных инженеров устанавливаются не ниже чем на 30 процентов, а помощникам руководителей - не ниже чем на 40 процентов против окладов соответствующих руководителей, если они не предусмотрены в схемах должностных окладов.
<a id="p100017"></a>При этом схему должностных окладов с учетом повышения минимального размера на 60 рублей предприятия устанавливают самостоятельно, исходя из наличия средств на оплату труда.
3. <a id="p100018"></a>Учитывая, что для отдельных категорий работников конкретные размеры ставок и окладов в [постановлении](https://bukva.ai/docs/postanovlenie-1115-1986) N 1115 не предусмотрены, за минимальный уровень оплаты труда, который подлежит увеличению не менее чем на 60 рублей в расчете на месяц, принимаются:
<a id="p100019"></a>для рабочих пусконаладочных предприятий и организаций (за исключением входящих в состав подрядных строительно-монтажных трестов, производственных строительно-монтажных объединений, территориальных главных управлений строительства) - тарифные ставки, предусмотренные [таблицей 1](https://bukva.ai/docs/postanovlenie-1115-1986#p102320) приложения N 30 к постановлению N 1115;
<a id="p100020"></a>для работников производственных подразделений (цехов), выпускающих законченную продукцию или выполняющих работы (услуги), несвойственные основному профилю деятельности предприятия (транспортные цехи, участки связи, типографии и т.п.) - тарифные ставки и оклады, предусмотренные для работников предприятий тех отраслей, к которым относятся эти подразделения (цехи) по характеру производства. В строительстве в таком же порядке следует производить оплату труда рабочих цехов и предприятий по производству сборных конструкций и деталей, входящих в состав домостроительных и сельских строительных комбинатов, находящихся на строительном балансе;
<a id="p100021"></a>для работников подразделений непроизводственных отраслей в составе производственных предприятий - тарифные ставки и оклады, предусмотренные для работников аналогичных подразделений отраслей непроизводственной сферы.
4. <a id="p100022"></a>Компенсация конкретному работнику предприятия производится путем увеличения установленной ему тарифной ставки или оклада на 60 рублей в месяц при выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда) и соблюдении установленной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени.
<a id="p100023"></a>При выплатах компенсации в виде специальных доплат к заработной плате по отдельной ведомости сроки ее выплаты определяются администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
5. <a id="p100024"></a>Доплаты за работу в выходные и праздничные дни и за работу в сверхурочное время производятся в размерах, установленных действующим законодательством. При определении размера указанных доплат принимаются тарифные ставки и оклады работников с учетом включения в них компенсации.
<a id="p100025"></a>Доплаты несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня, рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда (разница между тарифной ставкой рабочего, исходя из присвоенного ему тарифного разряда, и ставкой по выполняемой работе), и доплаты при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника производятся по тарифным ставкам и окладам с учетом включения в них компенсации.
<a id="p100026"></a>Размеры доплат за работу с тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, доплат за работу в ночное время и многосменный режим работы предприятия устанавливают с учетом конкретных условий производства, но не ниже, чем было предусмотрено ранее в абсолютных размерах.
<a id="p100027"></a>Виды и размеры доплат, надбавок, премий и вознаграждений, включая единовременное вознаграждение за выслугу лет, и других выплат стимулирующего и компенсационного характера, не определенных законами СССР и республик, предприятия определяют самостоятельно в коллективных договорах.
6. <a id="p100028"></a>Государственные гарантии минимальных уровней оплаты труда распространяются на работников, состоящих в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности.
7. <a id="p100029"></a>Поскольку компенсации в размере 60 рублей включаются в тарифные ставки и оклады, они включаются в среднемесячный заработок во всех случаях его исчисления.

<div align="right">

<a id="p100030"></a>Заместитель Председателя<br>
Госкомтруда СССР<br>
**Н.ЧЕШЕНКО**

</div>






<a id="p100031"></a>Приложение N 1

<a id="p100032"></a>**МЕТОДИКА**
**РАСЧЕТА РАЗМЕРА ТАРИФНЫХ СТАВОК**
**С ВКЛЮЧЕНИЕМ В НИХ КОМПЕНСАЦИИ**

<div align="right">

<a id="p100033"></a>Для того чтобы включить компенсацию в связи с повышением розничных цен в тарифную ставку, необходимо выполнить следующие расчеты:

</div>

<div align="center">

- <a id="p100034"></a>пересчитать часовые тарифные ставки в месячные путем умножения на установленный при семичасовом рабочем дне шестидневной рабочей недели среднемесячный фонд рабочего времени - 173,1 часа;<br>
- <a id="p100035"></a>определить размер месячной тарифной ставки каждого разряда с учетом компенсационных выплат не менее 60 руб. в месяц;<br>
- <a id="p100036"></a>рассчитать размер часовых тарифных ставок с учетом компенсационных выплат путем деления месячной тарифной ставки на 173,1 часа.

</div>

<a id="p100037"></a>В качестве примера приведен расчет часовых тарифных ставок с учетом компенсационных выплат в сумме 60 руб. в месяц в связи с повышением розничных цен для рабочих-сдельщиков предприятий машиностроения.


| <a id="p100038"></a>разряды | <a id="p100039"></a>часовая тарифная ставка (коп.) | <a id="p100040"></a>месячная тарифная ставка (руб.) | <a id="p100041"></a>месячная тарифная ставка с учетом компенсационных выплат (руб.) | <a id="p100042"></a>часовая тарифная ставка с учетом компенсационных выплат (коп.) |
| --- | --- | --- | --- | --- |
|  |  | <a id="p100043"></a>x 173,1 | <a id="p100044"></a>+ 60 | <a id="p100045"></a>: 173,1 |
| <a id="p100046"></a>I | <a id="p100047"></a>54 | <a id="p100048"></a>93,5 | <a id="p100049"></a>153,5 | <a id="p100050"></a>88 |
| <a id="p100051"></a>II | <a id="p100052"></a>59 | <a id="p100053"></a>102,1 | <a id="p100054"></a>162,1 | <a id="p100055"></a>94 |
| <a id="p100056"></a>III | <a id="p100057"></a>65 | <a id="p100058"></a>112,5 | <a id="p100059"></a>172,5 | <a id="p100060"></a>100 |
| <a id="p100061"></a>IV | <a id="p100062"></a>73 | <a id="p100063"></a>126,6 | <a id="p100064"></a>186,4 | <a id="p100065"></a>107 |
| <a id="p100066"></a>V | <a id="p100067"></a>83 | <a id="p100068"></a>143,7 | <a id="p100069"></a>203,7 | <a id="p100070"></a>118 |
| <a id="p100071"></a>VI | <a id="p100072"></a>97 | <a id="p100073"></a>167,9 | <a id="p100074"></a>227,9 | <a id="p100075"></a>132 |


<a id="p100076"></a>Аналогичным образом осуществляется расчет часовых тарифных ставок при шестичасовом рабочем дне (36-часовой рабочей неделе). В этом случае для расчета принимается среднемесячный фонд рабочего времени 152,5 часа. При 30-часовой рабочей неделе среднемесячный фонд рабочего времени составляет 127,1 часа.
<a id="p100077"></a>Для пересчета дневных тарифных ставок в месячные принимается среднее количество рабочих дней в месяце, равное 25,4 дня.
<a id="p100078"></a>Поскольку введение компенсационных выплат вызывает изменение действующих соотношений (сближение диапазонов) в размерах ставок и окладов работников разных профессионально-квалификационных групп, оно может быть восстановлено (сохранено) предприятиями и организациями за счет их собственных средств. Пример [расчета](#p100080) дополнительных средств по тарифным ставкам рабочих приведен в приложении N 2.





<div align="right">

<a id="p100079"></a>Приложение N 2

</div>


<div align="center">

<a id="p100080"></a>**РАСЧЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ**<br>
**ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ДИАПАЗОНА СООТНОШЕНИЙ**<br>
**МЕСЯЧНЫХ СТАВОК РАБОЧИХ МАШИНОСТРОЕНИЯ**

<a id="p100081"></a>Разряды<br>
<a id="p100082"></a>I<br>
<a id="p100083"></a>II<br>
<a id="p100084"></a>**III**<br>
<a id="p100085"></a>IV<br>
<a id="p100086"></a>V<br>
<a id="p100087"></a>VI<br>
<a id="p100088"></a>Рабочие-сдельщики:

</div>







<div align="center">

<a id="p100089"></a>Действующие тарифные коэффициенты<br>
<a id="p100090"></a>1,000<br>
<a id="p100091"></a>1,088<br>
<a id="p100092"></a>1,204<br>
<a id="p100093"></a>1,350<br>
<a id="p100094"></a>1,550<br>
<a id="p100095"></a>1,800<br>
<a id="p100096"></a>Месячные ставки<br>
<a id="p100097"></a>93,5<br>
<a id="p100098"></a>102,1<br>
<a id="p100099"></a>112,5<br>
<a id="p100100"></a>126,4<br>
<a id="p100101"></a>143,7<br>
<a id="p100102"></a>167,9<br>
<a id="p100103"></a>Месячные ставки с учетом компенсаций (60 рублей в месяц)<br>
<a id="p100104"></a>153,5<br>
<a id="p100105"></a>162,1<br>
<a id="p100106"></a>172,5<br>
<a id="p100107"></a>186,4<br>
<a id="p100108"></a>203,7<br>
<a id="p100109"></a>227,9

<a id="p100110"></a>(93,5 + 60) и т.д.<br>
<a id="p100111"></a>Тарифные коэффициенты (с учетом 60 рублей)<br>
<a id="p100112"></a>1,000<br>
<a id="p100113"></a>1,056<br>
<a id="p100114"></a>1,124<br>
<a id="p100115"></a>1,214<br>
<a id="p100116"></a>1,327<br>
<a id="p100117"></a>1,485

</div>


<a id="p100118"></a>(162,1 : 153,5) и т.д.

<div align="center">

<a id="p100119"></a>Месячные ставки с сохранением государственных соотношений (1:1,8)<br>
<a id="p100120"></a>153,5<br>
<a id="p100121"></a>167,0<br>
<a id="p100122"></a>184,8<br>
<a id="p100123"></a>207,2<br>
<a id="p100124"></a>237,9<br>
<a id="p100125"></a>276,3<br>
<a id="p100126"></a>Увеличение в руб.<br>
<a id="p100127"></a>-<br>
<a id="p100128"></a>4,9<br>
<a id="p100129"></a>12,3<br>
<a id="p100130"></a>20,8

</div>

<a id="p100131"></a>34,2
<a id="p100132"></a>48,4

<a id="p100133"></a>(В дальнейшем размеры государственных гарантированных минимальных ставок будут устанавливаться с учетом 60 рублей компенсаций и действующих соотношений по соответствующим профессионально-квалификационным группам работников).



<a id="p100134"></a>

---
