Письмо Госкомтруда СССР от 04.04.1991 № 462-НЧ
Актуально на 11.11.2026.
Как цитировать: <Письмо> Госкомтруда СССР от 04.04.1991 N 462-НЧ. 462-НЧ. 04.04.1991. https://bukva.ai/docs/pismo-462-nch
<О порядке исчисления тарифных ставок и должностных окладов при введении компенсационных выплат>
(вместе с «Рекомендациями...»)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
ПИСЬМО
от 4 апреля 1991 г. № 462-НЧ
При этом направляем Рекомендации о порядке исчисления тарифных ставок и должностных окладов при введении компенсационных выплат.
РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ СТАВОК И ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ
1. В соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР от 19 марта 1991 г. № 105 впредь до принятия Верховным Советом СССР законодательных актов об установлении нового уровня минимальной заработной платы тарифные ставки и оклады, утвержденные решениями Правительства СССР или других органов по его поручениям и увеличенные в соответствии с указанным постановлением на 60 рублей, считаются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп при соблюдении установленной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда).
В 1991 г. в качестве государственных тарифов, которые должны быть увеличены из расчета не менее 60 рублей в месяц, предприятия используют ставки и оклады, утвержденные решениями Правительства СССР или других органов по его поручениям:
на предприятиях производственных отраслей народного хозяйства - постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. № 1115 <*>;
<*> Далее — постановление № 1115.
на предприятиях непроизводственных отраслей народного хозяйства — аналогичными постановлениями, принятыми по соответствующим отраслям в двенадцатой пятилетке.
Методика расчета размера тарифных ставок рабочих с включением в них компенсации приведена в приложении № 1.
Ставки заработной платы и должностные оклады, установленные постановлением Госкомтруда СССР от 20 марта 1991 г. № 70 «Об утверждении ставок заработной платы и должностных окладов работников народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений», считаются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда для работников этих отраслей.
2. Учитывая, что в соответствии с указанными постановлениями схемы окладов руководителей, специалистов, служащих и рабочих содержали диапазон («вилку») в размерах, государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда для этих профессионально-квалификационных групп работников считается их нижний предел, увеличенный не менее чем на 60 рублей.
Минимальные уровни должностных окладов руководителей строящихся предприятий и организаций устанавливаются применительно к минимальным уровням должностных окладов, предусмотренным для руководителей предприятий и организаций соответствующих отраслей народного хозяйства.
Минимальные уровни должностных окладов заместителям руководителей, главным бухгалтерам, их заместителям и заместителям главных инженеров устанавливаются не ниже чем на 30 процентов, а помощникам руководителей — не ниже чем на 40 процентов против окладов соответствующих руководителей, если они не предусмотрены в схемах должностных окладов.
При этом схему должностных окладов с учетом повышения минимального размера на 60 рублей предприятия устанавливают самостоятельно, исходя из наличия средств на оплату труда.
3. Учитывая, что для отдельных категорий работников конкретные размеры ставок и окладов в постановлении № 1115 не предусмотрены, за минимальный уровень оплаты труда, который подлежит увеличению не менее чем на 60 рублей в расчете на месяц, принимаются:
для рабочих пусконаладочных предприятий и организаций (за исключением входящих в состав подрядных строительно-монтажных трестов, производственных строительно-монтажных объединений, территориальных главных управлений строительства) — тарифные ставки, предусмотренные таблицей 1 приложения № 30 к постановлению № 1115;
для работников производственных подразделений (цехов), выпускающих законченную продукцию или выполняющих работы (услуги), несвойственные основному профилю деятельности предприятия (транспортные цехи, участки связи, типографии и т.п.) — тарифные ставки и оклады, предусмотренные для работников предприятий тех отраслей, к которым относятся эти подразделения (цехи) по характеру производства. В строительстве в таком же порядке следует производить оплату труда рабочих цехов и предприятий по производству сборных конструкций и деталей, входящих в состав домостроительных и сельских строительных комбинатов, находящихся на строительном балансе;
для работников подразделений непроизводственных отраслей в составе производственных предприятий — тарифные ставки и оклады, предусмотренные для работников аналогичных подразделений отраслей непроизводственной сферы.
4. Компенсация конкретному работнику предприятия производится путем увеличения установленной ему тарифной ставки или оклада на 60 рублей в месяц при выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда) и соблюдении установленной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени.
При выплатах компенсации в виде специальных доплат к заработной плате по отдельной ведомости сроки ее выплаты определяются администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
5. Доплаты за работу в выходные и праздничные дни и за работу в сверхурочное время производятся в размерах, установленных действующим законодательством. При определении размера указанных доплат принимаются тарифные ставки и оклады работников с учетом включения в них компенсации.
Доплаты несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня, рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда (разница между тарифной ставкой рабочего, исходя из присвоенного ему тарифного разряда, и ставкой по выполняемой работе), и доплаты при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника производятся по тарифным ставкам и окладам с учетом включения в них компенсации.
Размеры доплат за работу с тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, доплат за работу в ночное время и многосменный режим работы предприятия устанавливают с учетом конкретных условий производства, но не ниже, чем было предусмотрено ранее в абсолютных размерах.
Виды и размеры доплат, надбавок, премий и вознаграждений, включая единовременное вознаграждение за выслугу лет, и других выплат стимулирующего и компенсационного характера, не определенных законами СССР и республик, предприятия определяют самостоятельно в коллективных договорах.
6. Государственные гарантии минимальных уровней оплаты труда распространяются на работников, состоящих в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности.
7. Поскольку компенсации в размере 60 рублей включаются в тарифные ставки и оклады, они включаются в среднемесячный заработок во всех случаях его исчисления.
МЕТОДИКА РАСЧЕТА РАЗМЕРА ТАРИФНЫХ СТАВОК С ВКЛЮЧЕНИЕМ В НИХ КОМПЕНСАЦИИ
Для того чтобы включить компенсацию в связи с повышением розничных цен в тарифную ставку, необходимо выполнить следующие расчеты:
- пересчитать часовые тарифные ставки в месячные путем умножения на установленный при семичасовом рабочем дне шестидневной рабочей недели среднемесячный фонд рабочего времени — 173,1 часа;
- определить размер месячной тарифной ставки каждого разряда с учетом компенсационных выплат не менее 60 руб. в месяц;
- рассчитать размер часовых тарифных ставок с учетом компенсационных выплат путем деления месячной тарифной ставки на 173,1 часа.
В качестве примера приведен расчет часовых тарифных ставок с учетом компенсационных выплат в сумме 60 руб. в месяц в связи с повышением розничных цен для рабочих-сдельщиков предприятий машиностроения.
Аналогичным образом осуществляется расчет часовых тарифных ставок при шестичасовом рабочем дне (36-часовой рабочей неделе). В этом случае для расчета принимается среднемесячный фонд рабочего времени 152,5 часа. При 30-часовой рабочей неделе среднемесячный фонд рабочего времени составляет 127,1 часа.
Для пересчета дневных тарифных ставок в месячные принимается среднее количество рабочих дней в месяце, равное 25,4 дня.
Поскольку введение компенсационных выплат вызывает изменение действующих соотношений (сближение диапазонов) в размерах ставок и окладов работников разных профессионально-квалификационных групп, оно может быть восстановлено (сохранено) предприятиями и организациями за счет их собственных средств. Пример расчета дополнительных средств по тарифным ставкам рабочих приведен в приложении № 2.
РАСЧЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ДИАПАЗОНА СООТНОШЕНИЙ
МЕСЯЧНЫХ СТАВОК РАБОЧИХ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Действующие тарифные коэффициенты
Месячные ставки с учетом компенсаций (60 рублей в месяц)
(В дальнейшем размеры государственных гарантированных минимальных ставок будут устанавливаться с учетом 60 рублей компенсаций и действующих соотношений по соответствующим профессионально-квалификационным группам работников).