---
title: "<Информационное сообщение> ФСС РФ от 03.02.2011"
issuer: "Фонд социального страхования Российской Федерации"
issued_on: 2011-02-03
status: действует
canonical: "https://bukva.ai/docs/informatsionnoe-soobschenie-fss-rf-ot-03022011-2011"
---

## <Информационное сообщение> ФСС РФ от 03.02.2011

# <Информационное сообщение> ФСС РФ от 03.02.2011

<Особенности уплаты страховых взносов в ФСС РФ страхователями, применяющими пониженные тарифы страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в течение переходного периода>

> [!IMPORTANT]
> При применении документа следует учитывать, что с 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются [главой 34](https://bukva.ai/docs/kodeks-117-fz/statya-143#p13382) части второй Налогового кодекса Российской Федерации.


<a id="p100001"></a>**ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ**

<a id="p100002"></a>**ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ**
от 3 февраля 2011 года

<a id="p100003"></a>[Статьей 58](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-212-fz/statya-1#p40) "Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2019 годов" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в переходный период предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ, для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам.
<a id="p100004"></a>Плательщиков страховых взносов, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов в части ФСС РФ, можно разделить на две группы по сроку переходного периода.
<a id="p100005"></a>В период с 2011 года по 2014 год пониженные тарифы вправе применять:
1. <a id="p100006"></a>Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в [статье 346.2](https://bukva.ai/docs/kodeks-117-fz/statya-143#p4365) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
2. <a id="p100007"></a>Организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.
3. <a id="p100008"></a>Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог (далее - ЕСХН).
4. <a id="p100009"></a>Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений.
<a id="p100010"></a>Следует отметить, что плательщик вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, начисленных физическим лицам - инвалидами I, II или III группы, с 1-го числа того месяца, в котором физическим лицом получена инвалидность.
<a id="p100011"></a>Если у физического лица в результате освидетельствования (переосвидетельствования) снята инвалидность в течение месяца, то с 1-го числа этого же месяца плательщик страховых взносов не вправе применять пониженные тарифы в отношении начисленных ему выплат.
5. <a id="p100012"></a>Общественные организации инвалидов.
6. <a id="p100013"></a>Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов.
7. <a id="p100014"></a>Учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.
<a id="p100015"></a>Справочно. Страхователи, относящиеся к [5](#p100012), [6](#p100013) и [7](#p100014) категории плательщиков, не вправе применять пониженные тарифы, если они занимаются производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с [перечнем](https://bukva.ai/docs/postanovlenie-762-2009#p100009), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 N 762.
<a id="p100016"></a>Перечисленные выше категории плательщиков в 2011 - 2014 годах будут применять следующие тарифы страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


<table>
<colgroup><col width="55%"><col width="8%"><col width="8%"><col width="18%"><col width="11%"></colgroup>
<tr><td rowspan="2">Категория плательщиков</td><td colspan="4">Период, год/тариф, %</td></tr>
<tr><td>2011</td><td>2012</td><td>2013 - 2014</td><td>с 2015</td></tr>
<tr><td>плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений</td><td>1,9</td><td>1,9</td><td>2,4</td><td>2,9</td></tr>
<tr><td>организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог</td><td>1,9</td><td>1,9</td><td>2,4</td><td>2,9</td></tr>
<tr><td>сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в <a href="https://bukva.ai/docs/kodeks-117-fz/statya-143#p4365">статье 346.2</a> НК РФ</td><td>1,9</td><td>1,9</td><td>2,4</td><td>2,9</td></tr>
<tr><td>организации народных художественных промыслов</td><td>1,9</td><td>1,9</td><td>2,4</td><td>2,9</td></tr>
<tr><td>организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования</td><td>1,9</td><td>1,9</td><td>2,4</td><td>2,9</td></tr>
<tr><td>- общественные организации инвалидов</td><td>1,9</td><td>1,9</td><td>2,4</td><td>2,9</td></tr>
<tr><td>- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов</td><td>1,9</td><td>1,9</td><td>2,4</td><td>2,9</td></tr>
<tr><td>- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебнооздоровительных, физкультурноспортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов</td><td>1,9</td><td>1,9</td><td>2,4</td><td>2,9</td></tr>
</table>


<a id="p100026"></a>В период с 2011 года по 2019 год пониженные тарифы вправе применять:
1. <a id="p100027"></a>Хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года.
<a id="p100028"></a>Указанные хозяйственные общества должны быть созданы:
- <a id="p100029"></a>бюджетными научными учреждениями и созданными государственной академией наук научными учреждениями;
- <a id="p100030"></a>высшими учебными заведениями, которые являются бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования;
- <a id="p100031"></a>высшими учебными заведениями, созданными, в свою очередь, государственными академиями наук.
<a id="p100032"></a>Федеральными законами от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" [(пункт 3.1 статьи 5)](https://bukva.ai/docs/zakon-127-fz-1996/statya-1#p100291) и от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" [(пункт 8 статьи 27)](https://bukva.ai/docs/zakon-125-fz-1996/statya-1#p100715) установлен порядок создания таких хозяйственных обществ.
<a id="p100033"></a>Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2009 N ВМ-788/04 утверждены [Рекомендации](https://bukva.ai/docs/pismo-vm-79004#p100010) по созданию бюджетными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
<a id="p100034"></a>В установленные [сроки](https://bukva.ai/docs/pismo-vm-79004#p100022) бюджетное учреждение уведомляет Министерство образования и науки Российской Федерации о создании хозяйственного общества, учредителем которого оно является.
<a id="p100035"></a>Обязанность учета уведомлений о создании хозяйственных обществ в соответствии с [Приказом](https://bukva.ai/docs/prikaz-718-2009-minobrnauki-rossii) Министерства образования и науки Российской Федерации N 718 от 08.12.2009 возложена на государственное учреждение "Центр исследований и статистики науки".
<a id="p100036"></a>Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ передается в орган контроля за уплатой страховых взносов, в том числе в ФСС РФ, не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
<a id="p100037"></a>Страхователи, относящиеся к рассматриваемой категории плательщиков, вправе применять пониженные тарифы в соответствии с [пунктом 4 статьи 58](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-212-fz/statya-1#p60) Закона N 212-ФЗ только при выполнении двух условий одновременно:
- <a id="p100038"></a>применение упрощенной системы налогообложения;
- <a id="p100039"></a>осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности.
<a id="p100040"></a>Под научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в [Законе](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-212-fz/statya-1#p61) N 212-ФЗ подразумеваются работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности изобретательство.
2. <a id="p100041"></a>Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории этой зоны.
<a id="p100042"></a>Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным [законом](https://bukva.ai/docs/zakon-116-fz-2005/statya-1) от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ).
<a id="p100043"></a>Особая экономическая зона - это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности ([статья 2](https://bukva.ai/docs/zakon-116-fz-2005/statya-1#p100012) Закона N 116-ФЗ).
<a id="p100044"></a>[Статья 4](https://bukva.ai/docs/zakon-116-fz-2005/statya-4#p100016) Закона N 116-ФЗ выделяет четыре типа особых экономических зон:
- <a id="p100045"></a>промышленно-производственные;
- <a id="p100046"></a>технико-внедренческие;
- <a id="p100047"></a>туристско-рекреационные;
- <a id="p100048"></a>портовые.
<a id="p100049"></a>Однако право на применение пониженных тарифов страховых взносов имеют только резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны.
<a id="p100050"></a>Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий:
- <a id="p100051"></a>зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона;
- <a id="p100052"></a>заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности.
<a id="p100053"></a>Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.
<a id="p100054"></a>[Указом](https://bukva.ai/docs/ukaz-1107-2009#p100008) Президента Российской Федерации от 05.10.2009 N 1107 функции по управлению особыми экономическими зонами возложены на Министерство экономического развития Российской Федерации.
<a id="p100055"></a>Технико-внедренческие особые экономические зоны созданы:
- <a id="p100056"></a>на территории города Москвы ([Постановление](https://bukva.ai/docs/postanovlenie-779-2005#p100005) Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 779);
- <a id="p100057"></a>на территории города Санкт-Петербурга ([Постановление](https://bukva.ai/docs/postanovlenie-780-2005#p100005) Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 780);
- <a id="p100058"></a>на территории города Дубны (Московская область) ([Постановление](https://bukva.ai/docs/postanovlenie-781-2005#p100005) Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 781);
- <a id="p100059"></a>на территории города Томска ([Постановление](https://bukva.ai/docs/postanovlenie-783-2005#p100005) Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 783).
3. <a id="p100060"></a>Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны). Данные организации могут применять пониженные тарифы только при выполнении ими условий, установленных [частью 2.1](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-212-fz/statya-1#p29) и [2.2 статьи 57](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-212-fz/statya-1#p33) Закона N 212-ФЗ.
<a id="p100061"></a>Указанные организации вправе применять пониженные тарифы, если ими получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном [Постановлением](https://bukva.ai/docs/postanovlenie-758-2007#p100009) Правительства Российской Федерации от 06.11.2007 N 758.
<a id="p100062"></a>Обращаем внимание, что организации не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов за периоды, в которых документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, еще не был ею получен.
<a id="p100063"></a>В указанных организациях доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации за соответствующий период. Для действующих организаций таким периодом является девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, а для вновь созданных организаций - отчетный (расчетный) период, т.е. период времени со дня ее создания до конца календарного года, в котором организация создана.
<a id="p100064"></a>При этом сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со [статьей 248](https://bukva.ai/docs/kodeks-117-fz/statya-248#p101846) НК РФ.
<a id="p100065"></a>Кроме того, в действующих организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, а во вновь образованных - среднесписочная численность работников за отчетный (расчетный) период должна составлять не менее 50 человек.
<a id="p100066"></a>Расчет среднесписочной и списочной численности работников должен производиться в соответствии с [Приказом](https://bukva.ai/docs/prikaz-184-2009-rosstat-federalnaya-sluzhba) Росстата от 26.08.2009 N 184 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников".
<a id="p100067"></a>Таким образом, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, вправе применять пониженные тарифы при одновременном выполнении трех перечисленных выше условий.
<a id="p100068"></a>В отношении перечисленных выше категорий плательщиков в 2011 - 2019 годах будут применяться следующие тарифы страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


<table>
<colgroup><col width="64%"><col width="8%"><col width="18%"><col width="11%"></colgroup>
<tr><td rowspan="2">Категория плательщиков</td><td colspan="3">Период, год/тариф, %</td></tr>
<tr><td>2011</td><td>2012 - 2017</td><td>с 2018</td></tr>
<tr><td>организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных</td><td>2,0</td><td>2,0</td><td>2,9</td></tr>
<tr><td>организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны</td><td>2,0</td><td>2,0</td><td>2,9</td></tr>
<tr><td>хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным <a href="https://bukva.ai/docs/zakon-127-fz-1996/statya-1">законом</a> от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и образовательные учреждения высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным <a href="https://bukva.ai/docs/zakon-125-fz-1996/statya-1">законом</a> от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"</td><td>2,0</td><td>2,0</td><td>2,9</td></tr>
</table>


<a id="p100073"></a>Кроме того, право на применение тарифа 0% по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеют плательщики страховых взносов, являющиеся участниками проекта "Сколково", в случае установления налоговым органом соответствия критериям, указанным в [статье 145.1](https://bukva.ai/docs/kodeks-117-fz/statya-143#p5878) НК РФ, в течение десяти лет со дня получения ими статуса участников проекта ([статья 58.1](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-212-fz/statya-58-1#p13) Закона N 212-ФЗ).
<a id="p100074"></a>Положения [пункта 2 части 2 статьи 10](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-244-fz/statya-1#p100114) Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", предусматривающие постоянное нахождение на территории центра "Сколково" исполнительного органа юридического лица - участника проекта, а также иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, вступает в силу с 1 января 2014 года согласно [части 2 статьи 21](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-244-fz/statya-1#p100255) этого Закона.



<a id="p100075"></a>

---
