---
title: "Федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ"
number: "208-ФЗ"
issuer: "Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации"
issued_on: 2014-07-21
redaction: 2024-12-24
status: действует
canonical: "https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-208-fz-2014/statya-5"
---

# Статья 5. Особенности исчисления размера страховой пенсии

## <a id="p100029"></a>Статья 5. Особенности исчисления размера страховой пенсии


1. <a id="p100030"></a>Гражданам, указанным в [части 1 статьи 1](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-208-fz-2014/statya-1#p100009) настоящего Федерального закона, являвшимся получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.
<a id="p100054"></a>**2. В случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.**

> *(в ред. Федерального [закона](https://bukva.ai/docs/zakon-235-fz-2016/statya-1#p100012) от 03.07.2016 N 235-ФЗ)*

3. <a id="p100032"></a>Среднемесячный заработок подтверждается документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При этом свидетельскими показаниями среднемесячный заработок граждан не подтверждается.
4. <a id="p100077"></a>Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в [части 1 статьи 1](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-208-fz-2014/statya-1#p100009) настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

> *(в ред. Федерального [закона](https://bukva.ai/docs/zakon-569-fz/statya-75#p100670) от 28.12.2022 N 569-ФЗ)*

<a id="p100078"></a>4.1. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсий гражданам, указанным в [части 1 статьи 1](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-208-fz-2014/statya-1#p100009) настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

> *(часть 4.1 введена Федеральным [законом](https://bukva.ai/docs/zakon-235-fz-2016/statya-1#p100013) от 03.07.2016 N 235-ФЗ; в ред. Федерального [закона](https://bukva.ai/docs/zakon-569-fz/statya-75#p100671) от 28.12.2022 N 569-ФЗ)*

<a id="p100034"></a>*5. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в [части 1 статьи 1](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-208-fz-2014/statya-1#p100009) настоящего Федерального закона, за периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы), имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из [стоимости](https://bukva.ai/docs/postanovlenie-57-2014-pravitelstvo-rf-pravitelstvo#p100005) страхового года на 2014 год, установленной Правительством Российской Федерации.*
6. <a id="p100056"></a>Сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного в соответствии с частями 4, 4.1 и [5](https://bukva.ai/docs/federalnyy-zakon-208-fz-2014/statya-5#p100034) настоящей статьи, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии, не индексируется.

> *(в ред. Федерального [закона](https://bukva.ai/docs/zakon-235-fz-2016/statya-1#p100015) от 03.07.2016 N 235-ФЗ)*
